Чистый и, хотелось бы добавить, безопасный воздух в салоне автомобиля, но такое утверждение пока останется в области благих пожеланий. Чистота – залог здоровья, а проблемы для здоровья — буквально «висят» в загрязненном воздухе.
Всего пара часов на го-родской автодороге по своей вредоносности
равноценны рабочей смене на предприятии нефтехимии. Предельно
допустимые концен-трации монооксидов азота, углерода и взвешенных
частиц канцерогенов на городских дорогах превышают норму в 4–5 раз. А
мы еще жалуемся на повышенную усталость к концу дня. Автомобильная
выхлопная труба создаёт не менее половины всех загрязнений воздуха, а
профессиональные водители городского транспорта и такси вообще, можно
сказать, «живут под выхлопной трубой».
Никакие катализаторы не в состоянии идеально очисть выхлоп, к тому же в наших условиях под воздействием некачественного или этилированного бензина они могут потерять свою эффективность всего за несколько месяцев. Об отечественных грузовиках или автобусах, порой извергающих клубы сизо-черного дыма, говорить вообще не приходится, равно как и о стандартах чистоты выхлопа по ЕВРО-4 или -5.
Как ни странно, концентрация загрязнения воздуха в салоне автомобиля на центральных улицах города во много раз выше, чем снаружи — движущиеся впереди транспортные средства создают мощный выхлопной газовый поток с запредельно высоким уровнем загрязнения, который на скорости внедряется в салон. Водителю приходится дышать различными токсическими веществами и продуктами неполного сгорания топлива (окись углерода и азота, углеводороды и тяжелые металлы). Очень опасна шинная пыль (в ее состав входит целый букет токсинов), возникающая при трении шин о дорожную поверхность. Не менее вредны тормозные колодки, для производства которых используют асбест, который приводит к онкологическим заболеваниям. Но самую большую опасность таят в себе диски и колодки с пластиковым покрытием, которые нагревшись до температуры 800о С в процессе торможения выделяют фенол.
Поэтому в салонах автомобилей концентрация вредоносных веществ может на порядок превышать допустимую норму. Это вызывает тошноту, головные боли или аллергические реакции. Но опаснее всего накопление вредных веществ в организме человека. Причем никакие технические ухищрения не в состоянии превратить салон или кабину автомобиля в герметическую капсулу космического аппарата.
Выход один – поддерживать атмосферу внутри автомобиля в нужной кондиции, то есть используя кондиционеры и очистители воздуха. Небольшой «гаджет», прикреплённый к передней панели, очистит воздух в салоне за пару минут. Необходимым атрибутом подавляющего большинства производимых в мире новых авто является воздушный фильтр салона. Но только в каждом четвёртом из них используется активированный уголь. Остальные относятся к разновидностям обычных механических фильтров от пыли, которые очень быстро забиваются.
Но и после месяца езды по загазованному городу угольный фильтр салона автомобиля теряет эффективность. Активированный уголь имеет свой предел поглощательной способности, за которым абсорбция загрязнений прекращается, и вот уже сам фильтр превращается в источник химического, бактериологического и пылевого загрязнения. Последствием этого могут стать снижение защиты иммунной системы, аллергия, бронхиальная астма, онкологические заболевания, мене опасные, но неприятные болезни типа конъюнктивита и крапивницы.
В самых современных автомобильных системах климат-контроля имеются датчики наиболее опасных «угарных» газов, представляющих собой разные окислы углерода, нередко в соединении с азотом. При высокой концентрации таких газов за бортом климат-контроль переключается на режим рециркуляции, отсекая поступление излишне загазованной атмосферы в салон. Однако датчики распознают лишь несколько видов «угарных» газов. Кроме того, допредельные концентрации канцерогенов, уже попавшие в салон, рециркулируют и фильтруются непосредственно лёгкими пассажиров со всеми вытекающими последствиями. Здесь круг замыкается и мы опять возвращаемся к проблеме: как нейтрализовать вредные выхлопы.
В современной системе климат-контроля картина другая – воздух поступает в систему фотокаталитической очистки, состоящей из сотовых мембран катализатора и ультрафиолетовой лампы. В процессе фотокатализа (фотокатализатор — оксид титана) вредные примеси не накапливаются в фильтре, а под действием ультрафиолетового излучения разлагаются до абсолютно безвредных компонентов естественной воздушной среды. В отличие от других систем при фотокатализе происходит полная очистка воздуха от автомобильных выхлопов, а также убиваются микробы, вирусы, бактерии, плесень и грибки. При этом эффективность очистки от газовых загрязнений в сотни раз выше, чем у угольных фильтров. Потом уже угольный фильтр производит тонкую очистку воздуха от высоколетучих загрязнений, формаль-дегидов, сигаретного дыма, абсорбирует остаточные источники запахов. Очищенный воздух к тому же обогащается аэроионами до концентрации 3000 ионов на 1 см3. Такой воздух способствует нормализации артериального давления, стимулирует защитные силы организма, повышает устойчивость к охлаждению, недостатку кислорода, инфекциям и аллергиям. Ионизация способствует также «доочистке» воздуха, т.к. аэроионы электризуют взвешенные микро-частицы пыли и те быстрее осаждаются на поверхности.
Однако мало кто задумывается об опасностях, которые несут за собой современные удобства цивилизации. Нужно сказать о вреде перепадов температур для организма. Особенно достается иммунной системе, так как спасительная прохлада искусственным путем приводит к гибели защитных клеток организма. В жару наше тело охлаждается за счет потоотделения, а при работе конди-ционера, когда холод наступает мгновенно, пот остается на поверхности кожи. Получается двойное охлаждение, которое провоцирует общее переохлаждение, которое влечет за собой простудные заболевания вплоть до воспаления легких. Кроме того, от перепада температур угнетает и система кровообращения. Все это приводит сначала к тому, что кислород начинает хуже циркулировать в органах и тканях, что приводит к кислородному голоданию, головным болям, слабости, тошноте, рвоте, голо-вокружению и потере сознания.
Основным правилом пользования системами климат-контроля должно стать плавное охлаждение воздуха. Перепад температуры на улице и в салоне должен быть не более 10 градусов. Температуру воздуха зимой желательно устанавливать около 20-22 градусов, а влажность – от 30 до 45 %, а летом – 22-25 градусов при 30-60 % влажности. Нужно направлять потоки воздуха так, чтобы не возникало сквозняков. Привычка опускать боковые стекла при включенном кондиционере может закончиться и миозитом – воспалением мышц шеи и грудной клетки. Не допускайте, чтобы в автомобиле постоянно работала пусть даже самая современная система принудительной вентиляции воздуха. Помимо всего прочего сушит воздух, что также плохо для легких и кожи лица водителя. Сухость воздуха возникает также и из-за большой разницы температур в салоне автомобиля и на улице. Не увлекайтесь «комфортом», старайтесь минимизировать эту разни-цу. Иначе может появляться чувство першения в горле, непроизвольное покашливание.
Не полагайтесь только на климат-контроль, ежедневно проветривайте автомобиль. Не забывайте делать профилактику-очистку всем системам климат-контроля в указанные сроки. Регулярно заменяйте механические и угольные фильтры для очистки воздуха. И вообще старайтесь соблюдать правила гигиены и санитарии – регулярно делать влажную уборку и следить за чистотой всех элементов салона. Вот тогда воздух в нем всегда будет чистый и безопасный.
Олег МАГЕР, зав. отделением гигиены труда ГУ «МОЦГЭОЗ».