Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Ветеран белорусской почты Леонид Артеменко

Просмотрено

9 октября на нашей планете отмечается Всемирный день почты

Ветеран белорусской почты Леонид Артеменко
Леонид Артеменко

Вместе со всеми его будут праздновать и белорусские почтовики. Среди них и ветеран отечественной почты минчанин Леонид Артеменко. “Так получилось, что поменяв несколько профессий, по стечению обстоятельств я на некоторое время стал безработным”, – рассказал Леонид Артеменко.

Однажды, прочитав объявление в газете о наборе сотрудников в ночное время в газетный цех, минчанин пришел сюда работать и остался здесь на долгие двадцать лет. Случилось это событие в его жизни в 1982 году. Трудился он оператором связи на сортировке и отправке почты.  “Из типографии к нам приходили газеты и журналы, а из почтамта — письма. Всю эту почту мы сортировали по направлениям и загружали все в специальные автомобили, которые доставляли ее в места назначения”, – поделился воспоминаниями бывший почтовый служащий.

АВТОТЕХНИКА БЕЛОРУССКОЙ ПОЧТЫ

Машины были разные. Вначале перевозки осуществляли советские грузовики ЗИЛ-130 и ГАЗ-53. Первые доставляли прессу в специальные почтовые вагоны и на дальние расстояния: в Гомель, в Брест и др. областные города. А вторые обслуживали столицу. Потом появились другие модели: российские ГАЗ-3307, “ГАЗели”, бортовые и фургоны, и ЗИЛ-4331. О последних Леонид отзывается с особой теплотой.

“Это были хорошие и комфортабельные машины. Иногда водители после ночной смены подвозили нас с комфортом от Дома Печати до вокзала”, – вспомнил Леонид..

К концу службы автопарк пополнился белорусскими МАЗами. Были еще два развозных фургона на базе французских Peugeot, которые эксплуатировались в дневное время.

ЛЮБИМОЕ ХОББИ

В ночную смену  почтовый служащий выполнял свои профессиональные обязанности, а днем занимался различными делами. Много времени он уделял любимому хобби – коллекционированию масштабных копий отечественных и зарубежных автомобилей.

История увлечения  началась в 70-е годы прошлого века, когда еще молодой человек служил в Советской армии, возле Ленинграда. В то время в стране только стали появляться первые такие миниатюры, изготовленные в городе Саратове, уменьшенные в 43 раза по сравнению с оригиналами. Стоили они три и три с половиной рубля. Вернувшись домой после службы,  Леня продолжил пополнять свою коллекцию. Нашел коллег по увлечению и стал членом минского клуба “Микромодель”, появившегося в 80-е годы на заводе “Термопласт”.

Но в СССР выпускалось не так много моделей мини автомобилей, поэтому одни коллекционеры, чтобы расширить свои автопарки, занялись переделкой промышленных изделий, а другие изготовлением самоделок “с нуля”. Кто-то делал МАЗы, кто-то КамАЗы, а Леонид, перебрав несколько вариантов, остановился на копии ГАЗ-51. 

Ветеран белорусской почты Леонид Артеменко
Такие миниатюрные ГАЗ-51 делал Л.Артеменко

“С этим автомобилем у меня много связано. На такой машине я учился ездить в Центральном автомобильном учебном комбинате, чтобы получить водительские права”, – отметил теперь уже пенсионер.

Еще одной причиной такого выбора стало наличие у моделиста польского журнала, в котором были точные чертежи двух модификаций этого грузовика производства Горьковского автозавода.

Все работы выполнялись вручную. Сначала из дерева вырезалась болванка одной из деталей. Она обжималась разогретым пластиком. Образовывалась “скорлупка”, у которой зачищались все неровности. По аналогичной технологии изготавливались и другие мини агрегаты. Потом все такие заготовки склеивались между собой. Колеса брались от игрушечной бронетехники, выпускаемой в Туле. Они точно подходили по размеру. Середина у них вырезалась, и ставились самодельные диски. Единственной металлической частью миниатюры являлись межколесные оси. Материалом для стекол служила прозрачная толстая пленка.

Процесс изготовления готового изделия был долгий. В месяц удавалось собрать всего два экземпляра. Иногда они обменивались на другой модельный мини транспорт, иногда продавались.

“Я пытался делать быстрее, но в этом случае снижалось качество. Изготовление модели – это трудоёмкий, неспешный процесс, который должен доставлять удовольствие. Когда работаешь в удовольствие, тогда и качество хорошее”, – считает Леонид Артеменко.

В общей сложности, автор изготовил два десятка моделей минигрузовиков «Газонов». Они пользовались большим спросом у моделистов. Некоторые из них приобрели москвичи, куда Леонид вместе с друзьями несколько раз приезжал на встречи коллекционеров.

Постепенно номенклатура копийных машин, выпускаемых промышленностью и отдельными модельными мастерскими, намного увеличилась. И необходимость в продукции минчанина отпала. К тому же качество и их точность , созданных по современным технологиям и из современных материалов, выше, чем у самодельщика.

P.s. В настоящее время житель столицы уже серьезно не занимается моделизмом. Иногда по старой памяти к нему обращаются с просьбой об изготовлении мелких деталей для минимашин. Он не отказывается. Но в силу своего возраста делает их не быстро, но по-прежнему качественно.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и Леонида Артеменко

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Популярное