Сейчас белорусский город Витебск хорошо известен за пределами Республики Беларусь. Вот уже в 25-й раз здесь проходит Международный фестиваль искусств “Славянский Базар”. Но и кроме него, имеются различные городские достопримечательности, которые могут быть интересны туристам со всего мира. С прошлого года в их число вошел и местный “Музей Мопедов”. Его официальное открытие состоялось в День Космонавтики – 12 апреля. Принадлежит он витеблянину Владимиру Гордееву, который для своей экспозиции на собственные сбережения содержит небольшое помещение, за которое платит арендную плату.
История музея, а точнее, его предистория, началась в нынешнем веке. В то время Владимир с семьей еще жил в Москве. Отлеживаясь дома без работы, после второго перелома позвоночника, он включил компьютер и случайно обнаружил сайт о мототехнике. С этого момента россиянин стал интересоваться такими транспортными средствами. А через некоторое время открыл свою страничку в интернете, где стал размещать информацию об истории, характеристиках и ремонте старых мопедов, выпускавшихся в СССР и странах СЭВ.
Так получилось, что одновременно с виртуальными появились и реальные модели. Для их экспонирования был выделен зал в Московском Музее индустриальной культуры.
Несколько лет назад коллекционер вместе с семьей перебрался в Республику Беларусь. Здесь он и осуществил мечту о создании собственного музея. В общей сложности с момента появления идеи до ее реализации прошло семь лет.
На сегодняшний день в музейной экспозиции находится более 30 мопедов и других видов малокубатурной, до 50 кубических сантиметров, мототехники. Все модели “made in USSR”.
“Я поддерживаю музей полностью за свой счет, бюджет ограничен. Поэтому покупаю только редкости”, – рассказал корреспонденту “АД” Владимир Гордеев.
Сбор идет по двум направлениям: ретро-мототранспорт и уникальный, созданный в нескольких экземплярах.
А первым в коллекции появился мотовелосипед МВ-044 производства Львовского мотозавода. Он был куплен по объявлению в Москве в родной краске, но без резины и двигателя. До сих пор “представитель Украины” лежит в запасниках в ожидании доукомплектации.
Владелец не занимается реставрацией, а только доукомплектовывает экспонаты.
“Я принципиально ищу технику в оригинальной окраске и никогда ее не перекрашиваю. Задача моего музея – сохранить модели в том виде, в котором они вышли с завода”, – объяснил витебчанин.
Владелец музея гордится многими экспонатами. Среди них первый серийный советский заводской мотовелосипед В-901, продукция предприятий из Риги, Львова, Харькова и, конечно, из Минска. Посетители имеют уникальную возможность увидеть собранные вместе мокик “Карпаты” ЛМЗ-2.160 1982 г.в. и легкие мопеды “Львовянка” МВ-042М, “Рига-13” и “ЗИФ-77”, изготовленные соответственно в 1966, 1983 и 1979 годах. Кстати, последний в СССР стоил всего 144 рубля и был самой дешевой и доступной техникой для советских граждан.
У каждого музейного экспоната – своя история и свои конструктивные особенности. Большинство из них для своего времени имели современные конструкции и дизайн, разработанный в Ленинградском ВНИИ Технической Эстетики и других государственных научных учреждениях.
Кроме непосредственно средств передвижения, Владимир собирает и сопутствующие товары. Их более тысячи. К ним относятся номерные знаки, шлемы, значки, календарики и другая различная сувенирная продукция. И конечно двигатели. Имеется теперь уже у витеблянина довольно редкий экземпляр отечественного веломотора “Иртыш”. Он являлся копией немецкого ILO F-48 и первым в Советском Союзе стал устанавливаться специально на велосипеды. А еще имеется Д4 – полностью отечественная конструкция.
Пополнение идет постоянно. Часть предметов покупает сам владелец, многое приносят посетители.
За последний месяц появились три новых мопеда, два из которых были найдены в нашей стране.
В музей можно прийти в любое время. Но для этого надо предварительно позвонить и договориться о посещении. Оно бесплатное. Экскурсии проводит сам Владимир. И для разных категорий посетителей у него имеются свои истории. Ежегодно сюда приходит несколько тысяч человек.
Условно почти вся мототехника на ходу. Достаточно заменить 5-6 деталей в ее двигателях, и она поедет. На некоторых моделях Владимир ездил сразу после покупки. Но, так как они предназначены для хранения в помещении, возникают определенные сложности со сливом бензина. Поэтому мототранспорт находится на хранении в нерабочем состоянии.
P.s. Но из-за ограничения музейных площадей далеко не все собранное за много лет выставлено для показа. Сейчас для музея Владимир нашел новое помещение, куда в ближайшее время переедут все экспонаты. Выставочного места здесь больше. Появилась возможность разместить значительно масштабнее экспозицию. Потребуется еще некоторое время на оформление всех залов и стеллажей. И скоро “Музей Мопедов” будет встречать посетителей уже в другом месте.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора