Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Главная Журнал АвтодайджестНемного истории Владимир Протасеня и его “Автомир”

Владимир Протасеня и его “Автомир”

от S_vetik
39 Просмотров

В нашей стране, к сожалению, до сих пор нет Государственного политехнического музея,  в котором была бы представлена экспозиция раритетной авто и мототехники. Сейчас сохранением таких транспортных средств занимаются, в основном, отдельные энтузиасты-коллекционеры, проживающие в разных регионах Республики Беларусь. В их коллекциях насчитывается от нескольких экземпляров до нескольких десятков машин и мотоциклов. Часть авто и мототехники уже прошла процесс восстановления и реставрации. Многие владельцы раритетов готовы демонстрировать свои сокровища жителям Беларуси и зарубежным гостям.

Реставратор Владимир Протасеня

Одним из хранителей такой истории уже на протяжении многих лет является житель агрогородка Козловичи Слуцкого района Минской области Владимир Протасеня.

Владимир Протасеня и его “Автомир”

Владимир Протасеня за рулем ГАЗ-69

“Я не считаю себя коллекционером. Я скорее реставратор, потому что мне больше нравится сам процесс восстановления. Коллекционеры же покупают готовые машины”, – отметил Владимир Протасеня.

Вся жизнь Владимира Адамовича связана с техникой. Первый опыт он приобрел еще учась в четвертом классе, когда самостоятельно отремонтировал старый мотоцикл М-103 “Минск”, подаренный соседом. А потом на нем до девятого класса Володя с ветерком катался по Козловичам.

Кстати, при школе существовал кружок автодела, и в 17 лет школьник получил права на вождение автомобиля, что пригодилось в армии. Служба проходила в военно-морском флоте Советского Союза и была связана с автотехникой.

Создание коллекции

После службы в армии Владимир Адамович, вернувшись домой, решил купить себе автомобиль.

“Тогда в 70-80-е годы новый современный автомобиль приобрести было довольно сложно. Для этого требовались определенный статус, возраст и ряд других соответствий”, – вспоминает реставратор. – А вот с покупкой старых машин было проще. Еще оставались трофейные модели. Я поехал в Слуцкое ГАИ, где мне дали список из 15 машин до 1940 года выпуска, находившихся у них на учете”, – добавил случанин.

А в реальности “живым” оказался только один автораритет – немецкий Mercedes-Benz 170V 1937 г.в. Так появился первый экспонат будущей коллекции.

Владимир Протасеня и его “Автомир”

Mercedes-Benz 170V

У “немца” интересная история. После завершения Второй мировой войны данный экземпляр в качестве трофея привез из Германии в Москву летчик в звании капитана. В 1946 году автотехнику зарегистрировали в Таганском РОВД. Через некоторое время владельца перевели служить в БССР, куда он отправился вместе со своим “железным” другом. Здесь военнослужащий женился, а после завершения службы остался жить. Его сын, проживавший в соседней деревне, и продал Владимиру Протасене свое наследство. Несмотря на возраст, продукция германского автопрома по-прежнему находится в хорошем состоянии и на ходу. Нынешний хозяин считает, что он еще не готов к полной реставрации автотранспортного средства, сделанного почти 85 лет назад.

“Жителям бывшего Советского Союза проще восстанавливать и реставрировать отечественные автомобили, так же как европейцам свои. Это связано не только с приобретением необходимых запчастей, но и особенностями конструкций самих машин”, — высказал свое мнение мастер.

С покупкой первенца возникла идея об открытии собственной мастерской для “лечения” таких автораритетов.

А первым полностью отреставрированным экземпляром стал ГАЗ-67Б. Ранее он принадлежал семье героя-партизана, который приобрел 67-й по личному указанию Министра обороны СССР. Этот советский внедорожник получил вторую “жизнь” из рук автореставратора два десятилетия назад. Для этого пришлось купить еще шесть таких “газонов”, разукомплектовать их и выбрать родные агрегаты, сохранившиеся в лучшем техническом состоянии.

На сегодняшний день у коллекционера имеются еще два таких восстановленных внедорожника и еще один находится в процессе работы.

Владимир Протасеня и его “Автомир”

Один из реставрированных ГАЗ-67Б

Владимир Протасеня и его “Автомир”

Владимир Протасеня с находящимся на реставрации ГАЗ-67

В таком же состоянии посетителей встречает и ГАЗ-М20 “Победа”. В ближайших планах – ГАЗ-М1 “Эмка”. А потом последует ГАЗ-69.  Шасси уже готово, а сборка кузова начнется весной 2021 года.

Владимир Протасеня и его “Автомир”

Находящаяся на рестарации ГАЗ-М20 Победа

Ежегодно усилиями Владимира Протасени к нормальной жизни возвращаются по одному автомобильному “старичку”. Для этого требуется от трех до четырех лет. Одновременно мастер делает сразу несколько автоветеранов. Немало времени уходит на поиск запчастей.

Владимир Протасеня и его “Автомир”

Один из раритетов ГАЗ-22 Волга, которому еще предстоит реставрация

В настоящее время в коллекции Владимира Протасени собрано порядка 40 автомобилей 25-ти различных марок, в том числе и европейского производства.  Самая возрастная из них – германская легковушка Opel Kadett K 38 1933 г.в.

Владимир Протасеня и его “Автомир”

Opel Kadett K 38

Имеется  еще 10 единиц мототехники.

Районный центр “Автомир”

Владимир Протасеня и его “Автомир”

Здесь расположен технический центр

Со временем Владимир Протасеня закрыл свою мастерскую по ремонту ретротехники и с 2002 года работает педагогом дополнительного образования в Слуцком районном центре автомобильной культуры и технического творчества детей и молодежи “Автомир”, созданного при школе в агрогородке Козловичи. Он учит школьников пользоваться различными инструментами, и вместе они занимаются ремонтом и восстановлением мотоциклов и машин.  А еще учитель обучает своих учеников вождению автомобиля. Для этого на Слуцком ремонтном заводе был специально приобретен джип ГАЗ-69. Его реставрировать нет необходимости, поскольку он собран не из заводских комплектующий. А вот для обучения водительскому мастерству он вполне подходит, так как находится на ходу и имеет все необходимые документы для езды по улицам.

Владимир Протасеня и его “Автомир”

ГАЗ-69

Владимир Протасеня и его “Автомир”

Мотоциклы в мастерской центра

Владимир Протасеня и его “Автомир”

Осмотр одного из мотоциклов

Сейчас в центре занимаются уже дети тех детей, которые первыми пришли к Владимиру Адамовичу.

P.S. Автомобили советского производства пользуются большой популярностью далеко за пределами постсоветского пространства.

“Это я вижу, посещая ретро автофестивали и прочие мероприятия, проходящие в Германии, Франции, Чехии и в других странах”, – поделился своими наблюдениями автореставратор.

Если бы в стране существовал технический центр, в котором демонстрировались раритетные автомобили и мотоциклы, Владимир Протасеня с удовольствием поставили бы свои раритеты сюда на ответственное хранение, чтобы их могли видеть многочисленные посетители данного музея.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и В.Протасени

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Немецкий танк Владимира Протасени

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий