31 октября Республика Беларусь отмечает День автомобилиста и дорожника. Сейчас уже невозможно представить современную жизнь без автомобиля. Эти средства передвижения выполняют большой объем задач. Но прежде чем машина от изготовителя попадет к потребителю, она подвергается самым серьезным испытаниям, которые длятся не один год.
Они проходят и в условиях бездорожья, и в тяжелых климатических
условиях, зимой и летом, осенью и весной. Их главная задача не только
добиться надежности конструкции, но и создать максимум комфортабельности
для водителя. Этот огромный объем работы на автозаводах выполняют
водители-испытатели. Как правило, все эти люди – профессионалы высокого
класса. Есть такие специалисты и на Минском автомобильном заводе. Вот
уже на протяжении двенадцати лет трудится в этом коллективе и А.И.
Василевский. За это время через его руки прошли десятки автомобилей
различного назначения, на которых автозаводец преодолел сотни тысяч
километров и посетил много стран. О своей работе и личной жизни
Александр Иванович рассказал корреспонденту “АД”.
— Александр Иванович, у вас уже большой водительский стаж. А с чего все начиналось?
— Быть водителем я мечтал с детства. В 1984 году окончил минское техническое училище № 31, готовившее водителей и автокрановщиков. С тех пор я за баранкой. По своей профессии работал вначале в Метрострое, а потом крутил баранку и в армии.
— Расскажите, пожалуйста, как вы попали на МАЗ?
— Помог случай. В 1998 году я встретился в троллейбусе с другом детства Сергеем Круком. Он тогда уже работал водителем-испытателем на Минском автомобильном заводе. Сергей много рассказал о своей интересной работе, и мне тоже захотелось попробовать себя в этом качестве. И вот уже на протяжении двенадцати лет я здесь работаю.
— По вашему мнению, как изменилась автотехника, выпускаемая МАЗом за этот период?
— Безусловно, изменения есть. Улучшились дизайн и управляемость автомобилем, комфортабельнее стала кабина. Если раньше она устанавливалась на жесткой рессорной подвеске, то сейчас на воздушной подушке. Повысилось и качество машин в целом.
— Чем на ваш взгляд МАЗы превосходят украинские КрАЗы и российские КамАЗы?
— В свое время мне довелось работать и на КрАЗах, и на КамАЗах. Что можно сказать об этой технике? Первых МАЗы превосходят техническими характеристиками, плавностью хода и управляемостью. А у вторых – запомнилась только печка. Она действительно очень хорошо греет.
— А если сравнить модели Минского автозавода с продукцией западного автопрома?
— По комфортности они, конечно, превосходят наши машины. Ведь предназначены их автомобили для поездок по благоустроенным трассам. Думаю, что по надежности отечественная автотехника превосходит зарубежные машины. Ведь МАЗы рассчитаны для эксплуатации в экстремальных условиях. Что нельзя сказать о Volvo, Skania и др. На Западе больше внимания уделяется комфортности для водителя. Создать ему максимум удобств, чтобы он себя чувствовал как в домашней обстановке. У нас тоже есть все необходимое для отдыха и работы. Но на автозаводе главное внимание уделяется повышению выносливости машины. Технические возможности белорусских грузовиков гораздо выше. Они выдерживают нагрузки в несколько раз превышающие паспортные. А у конкурентов при перегрузке автомобили ломаются.
— В чем, по-вашему, кроются основные недостатки отечественных моделей?
— На мой взгляд, есть два минуса, снижающих качество наших машин. Первый – это плохое качество сборки, а второй – плохая покраска. Через два-три года эксплуатации уже появляется ржавчина. Если устранить эти главные проблемы, МАЗы ни в чем не будут уступать иностранной автотранспортной технике.
— Я слышал, что только 3 % всех претензий на грузовики минской марки от потребителей приходится собственно на продукцию автозавода. Остальные на агрегаты, узлы и детали, поставляемые на ваше автопредприятие другими производителями. Согласны ли вы с таким мнением?
— Думаю, что с такой точкой зрения можно согласиться. Ведь у нас много поставщиков. К нам привозят комплектующие из Бобруйска и Баранович, с других регионов республики. Много изделий поступает из России. Одни двигатели из Ярославля чего стоят. Кстати, большой процент нареканий от эксплуатационников поступает именно на них.
— Нравится ли вам работа водителя-испытателя?
— Конечно, иначе бы не работал. Я побывал во многих регионах мира, участвовал в целом ряде международных выставок.
— У вас, наверное, напряженный график работы?
— Да. Мы не бываем дома по полгода. Судите сами, за полтора года мы проезжаем приблизительно по сто пятьдесят тысяч километров.
— А как к вашей работе относятся члены вашей семьи?
— Вначале были определенные сложности, а теперь они уже привыкли к моему графику работы. Все смирились и относятся к этому нормально.
— А есть ли у вас хобби?
— Стараюсь в свободное время заниматься спортом. Особенно люблю кататься на лыжах.
— А какие рекомендации вы были дали водителям, работающим на МАЗах?
— Самое главное – относится к машине как к своей. При получении новой машины нужно вначале пощупать все своими руками, и где надо приложить определенные усилия. Подогнать, как говорится, все под себя. Конвейерная сборка – есть конвейерная сборка. Всегда имеются какие-то дефекты.
— В заключение остается пожелать вам успешной работы.
— Спасибо.
Интервью подготовил Ю. Влодавский.