Александр Кащей водит грузовик УП «Спецкоммунавтотранс» уже 15 лет. За это время, по его наблюдениям, легковых машин в Минске стало больше раза в три с половиной. Что не лучшим образом отразилось на работе спецтранспорта. Существующие графики вывоза мусора регулярно смещаются как минимум на час, а иногда переполненные отходами контейнеры коммунальщики такими и оставляют. Правда, об этом обязательно сообщают диспетчеру предприятия, и тогда через какое-то время туда отправляется другая машина.
– Бывает, что заполненный мусоровоз автолюбители «подпирают» уже на выезде со двора. Обидно в таких случаях терять рабочее время на пустое ожидание. Как правило, сначала сигналю, потом выйду постучать ногой по колесу в надежде, что на легковушке сработает сигнализация и придет хозяин. Хорошо, если под лобовым стеклом оставлен номер телефона. Иногда вызываю ГАИ. Чему удивляюсь: не задумываются о специфике нашей работы и бросают свои машины посреди дороги не гости, а постоянные жильцы многоэтажек! Ладно – мусоровоз, а если скорая помощь или пожарная машина не доберется до нужного адреса?! Например, есть у меня на маршруте один адрес, улица Восточная, 52. Там девушка-водитель паркуется, оставляя полкорпуса своего авто посреди дороги. Один раз не поленился, дождался ее и сделал замечание. В ответ: «Как парковалась, так и буду!» Бывает, что и мужчины бросают свои авто посреди двора.
Сам водитель мусоровоза право на вождение спецтехники подтверждает ежегодно. После устных экзаменов на знание правил дорожного движения и нормативов по расходу топлива нужно выполнить серию элементов на мусоровозе: «змейку» и постановку машины в гараж задним ходом, диагональную парковку, остановку у стоп-линии. А еще надо потушить тренировочный пожар, проехать через смотровую яму, не задев отбойник, остановиться у специальной планки как можно ближе, но не задев ее бампером, погрузить контейнеры и, наконец, выполнить «змейку» передним ходом. На все дается шесть минут. И ведь не схалтуришь, иначе потом придется туго на городских улицах и во дворах.
Участок Александра Кащея – один из 128, на которые разделен город. Он расположен в Советском районе Минска и начинается с узкой, вечно загруженной транспортом улицы Петруся Бровки. Ранним утром там гораздо больше шансов без долгих задержек и сложных маневров разгрузить контейнеры с мусором. Потом проезжая часть в районе БГУИР и первой городской клинической больницы до отказа заполнится автомобилями, и справиться с задачей будет практически невозможно.
Если говорить об основных городских магистралях, по которым проходит ежедневный маршрут Александра, то это улицы Петруся Бровки, Якуба Коласа, Леонида Беды, Восточная, Логойский тракт и Мирошниченко.
– Центральные улицы стараюсь освободить от мусора пораньше, в спальные районы попадаю уже после 9 часов утра, – уточняет Александр. – Но это совсем не означает, что там к этому времени становится свободнее: дворы и днем заполнены припаркованными легковушками.
Как правило, день у водителя мусоровоза начинается в 5.00. Полчаса на завтрак, еще 15 минут – на дорогу до места работы. К 6.15, как правило, уже пройден обязательный техосмотр автомобиля и медицинское освидетельствование водителя, получен путевой лист, и мусоровоз выезжает на улицы города.
– Каждое утро за ворота предприятия выезжают около 100 спецмашин, – рассказывает директор предприятия УП «Спецкоммунавтотранс» Анатолий Жаврид, – в каждом из сидящих в них водителей я уверен на сто процентов. Случайные люди на этой работе не задерживаются: из десяти человек, принятых водителями мусоровозов, через некоторое время работать остаются только двое. Зато каких! При большом отсеве кандидатов мы не ощущаем нехватки кадров. Люди стремятся на предприятие, их устраивают и условия труда, и заработная плата. Спецтранспорт застрахован от возможных аварийных ситуаций, водители обучены решать головоломки, которые им время от времени подбрасывают дворовые территории.
СПРАВОЧНО: В день один мусоровоз вывозит в среднем 170 контейнеров, или 125 кубометров бытовых отходов. За восьмичасовую смену водитель делает три рейса на полигон «Северный», перед этим каждый раз разгрузив более полусотни мусорных контейнеров.