Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Военный раритет МАЗ-543П

Военный раритет МАЗ-543П

Летом 2024 года сразу два столичных автопредприятия отметят свои юбилеи – 80-летие МАЗ и 70-летие МЗКТ. На протяжении многих лет до распада СССР Минский завод колесных тягачей входил в состав Минского автозавода как производство специальных колесных тягачей (ПСКТ). Поэтому есть целый ряд моделей, которые стали знаковыми в истории обоих заводов. Одной из таких является полноприводный грузовой автомобиль МАЗ-543П колесной формулы 4х4.

История модели

Модель МАЗ-543 явилась продолжением модельного ряда полноприводных 4-осных машин МАЗ-535 и МАЗ-537 колесной формулы 8х8.

Компоновка машин была одинаковая, но, тем не менее, это совершенно разные автомобили. МАЗ-535 предназначался для перевозки, в большей степени, ракетно-артиллерийского вооружения, а МАЗ-537 – танков и тяжелой техники. МАЗ-543 – ракетоносец.

“Часть узлов и агрегатов на нем использовались от предшественников, но было и что-то свое: новая гидромеханическая передача, гидротрансформатор с более прогрессивными характеристиками, усовершенствованная коробка передач и др.”, –рассказывал мне в начале 2000-х ветеран ОАО “МЗКТ” Александр Шимков.

Изначально автошасси МАЗ-543 разрабатывалось для военных целей. Но так получилось, что начало его серийного производства совпало с освоением в разных регионах СССР целого ряда нефтегазовых месторождений. Для них потребовалась надежная отечественная автотехника. Наиболее удачной оказалась конструкция минчан.

Вместо ракетно-артиллерийского вооружения на 543-е стали устанавливать специальные цельнометаллические низкобортные грузовые платформы с деревянными решетчатыми надставками для перевозки различных грузов массой до 19,6 т. Такие модернизированные грузовики получили индекс МАЗ-543П. Однако с их производством возникали определенные трудности, которые удалось успешно преодолеть.

В начале марта 1966-го была выдана конструкторская документация на промышленную сборку таких бортовых автомобилей. Спустя несколько месяцев появились первые экземпляры.

Никаких серийных испытаний машин не проводилось. Их сразу пустили в серию.  Выпускались МАЗ-543П до 1978 года. За это время автозаводцы собрали более 2 тыс. экземпляров.

МАЗ-543П относились к автомобилям двойного назначения. Несмотря на то, что они, в основном, создавались для эксплуатации в народном хозяйстве, часть этих 4-осников использовали и в военной отрасли. В советской армии эти автомобили выполняли разные функции, в том числе они служили и для обучения военных водителей.

МАЗ-543П Александра Гончарова

Около десяти лет назад одну из учебных машин 1978 года выпуска с пробегом 20000 км приобрел для своей автомобильной коллекции минчанин Александр Гончаров. По всей видимости, данный экземпляр использовался для подготовки водителей в “учебке” Министерства обороны, расположенной в Плещеницах. После списания автомобиль был выкуплен автоколлекционером.

Военный раритет МАЗ-543П_1

МАЗ-543П

Военный раритет МАЗ-543П_4

Кабина МАЗ-543П

Военный раритет МАЗ-543П_2

Александр Гончаров

“Интересная машина, таких сейчас больше не найдешь. У нее надежная рама, выдерживающая большие нагрузки, и коробка отбора мощности, подобную я раньше не видел”, – рассказал Александр Гончаров.

Несмотря на свой солидный возраст, внешне автораритет выглядел довольно хорошо и сохранился почти полностью в оригинальной комплектации. Однако он был не на ходу, поэтому были сложности при его погрузке на автотрал.

“Возникло много хлопот с перевозкой. Очень сложно повернуть руль на обездвиженной машине”, – отметил Александр. Тем не менее, все трудности удалось преодолеть, и МАЗ-543П привезли в агрогородок Семково, где у нового владельца машины находится свой участок.

Военный раритет МАЗ-543П_3

МАЗ-543П в Семково

Потребовалось еще несколько месяцев, чтобы машину “привести в чувство”. Автолюбитель в одиночку перебрал двигатель, сделал тормоза, поставил четыре новых аккумулятора и подкачал колеса. Он залил масло, завел машину, и она вновь поехала.

Военный раритет МАЗ-543П_5

Одна из поездок

“Длительность процесса восстановления связана с тем, что я не каждый день мог заниматься ремонтом, а также с тем, что это не ЗИЛ или другой обычный грузовик советского производства. Он большой, и сложно подобраться к его отдельным узлам и агрегатам”, – объяснил автолюбитель.

P.S. В 2017 г. к Александру Гончарову обратился коллекционер раритетной автомобильной техники из Магдебурга с просьбой продать ему МАЗ-543П. Бывший житель ГДР много лет собирает модели автомобилей “made in USSR”, и данный грузовик должен был пополнить его коллекцию. Стороны пришли к соглашению, и машина отправилась в Германию. Вместе с ней немец приобрел полуприцеп и седельно-сцепное устройство. Дело в том, что он хотел переделать модель в седельный тягач, который с прицепной техникой должен был составить автопоезд, предназначенный для перевозки ретро танков.

К сожалению, сейчас по ряду причин минчанин не поддерживает связь с зарубежным коллегой и о дальнейшей судьбе МАЗ-543П ничего не знает.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото А.Гончарова

Автор выражает благодарность за оказанную помощь и предоставленные материалы сотрудникам музеев ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ” и музея ОАО “МЗКТ”, а также С.Пугачеву.

Добавить комментарий

0
Вот это цифра