Как и многие производители грузового транспорта, шведская компания Volvo Trucks уже несколько лет разрабатывает альтернативу аккумуляторным магистральным тягачам, но только сейчас прототипы грузовиков с силовой установкой на основе водородных топливных ячеек начали тестироваться в условиях полигона.
Машина с полной нагрузкой до 65 тонн способна преодолевать на одной заправке 1000 км, выделяя при работе только водяной пар. Давно известно, что водородное топливо лучше подходит для специфики работы магистральных тягачей, поскольку обеспечивает более продолжительные пробеги между заправками, позволяет быстрее восполнять запас хода и не вынуждает таскать внушительный балласт в виде тяжёлых тяговых аккумуляторов. В случае с прототипами Volvo, как отмечается в пресс-релизе, запас хода в 1000 км можно восполнить всего за 15 минут. Во-вторых, во многих странах энергетическая инфраструктура просто не готова к внушительным нагрузкам, которые на неё будут оказывать станции экспресс-зарядки аккумуляторных грузовиков.
Правда, шведский производитель при этом умалчивает, что добыча, хранение и транспортировка водородного топлива на этом этапе являются весьма дорогим удовольствием, а доля так называемого «зелёного водорода», при извлечении которого используются только возобновляемые источники электроэнергии, ничтожно мала. По этой причине рассуждать о коммерческой эксплуатации такого транспорта Volvo Trucks предпочитает в привязке ко второй половине этого десятилетия. Однако, до этого момента ряд клиентов компании смогут принять участие в тестировании водородных грузовиков собственными силами.
В марте прошлого года Volvo Trucks и Daimler Truck создали совместное предприятие Cellcentric, которое будет заниматься разработкой водородных топливных элементов, используемых в силовых установках транспорта обеих марок. Представители немецкого автоконцерна уже отмечали, что сейчас важно разрабатывать как аккумуляторные электромобили коммерческого класса, так и машины с водородной силовой установкой. Подобной тактики придерживается и сама Volvo Trucks, а также молодая компания Nikola Corp. Корейская Hyundai Motor делает серьёзную ставку именно на водород. С другой стороны, возглавляющий Tesla Илон Маск (Elon Musk) скептически относится к перспективе использования водорода в качестве источника энергии, делая ставку именно на аккумуляторные грузовики Semi. Водородные топливные ячейки он даже называет «дурацкими ячейками», играя на фонетической близости терминов «fuel» и «fool».