Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Воздух на дороге – не горный курорт

Просмотрено

Воздух на дороге – не горный курортПодъезжая к городу, вы замечали, что в жаркую сухую погоду он как бы накрыт легкой вуалью.

Это городской смог – аэрозоль, состоящий из дыма, тумана и пыли. Состав его весьма разнообразный и распространяется он неравномерно – наибольшая концентрация над предприятиями и оживленными перекрестками. Точно такая же дымка из частиц сажи, пепла, а также продуктов отработавших газов автомобилей незримо зависает над оживленными автомагистралями. В нашей влажной атмосфере смог содержит также микроскопические капельки кислот, образовавшихся от растворения в атмосферной влаге соединений кремния, хлора, азота, серы.

Отработавшие газы – сложные смеси из более 200 химических компонентов.
В выхлопе бензиновых двигателей преобладают окись углерода (0,5-12 % по
объему), углеводороды (0,2-3 %) и окислы азота (0-0,8 %), остальное
дополняется газообразныии углеводородами олефинового и парафинового
рядов, высококипящими полициклическими ароматическими углеводородами,
продуктами неполного окисления топлива (альдегиды), галогенсодержащими
углеводородами, тяжелыми металлами и т. д. А в отработавших газах
дизельных двигателей – окислы азота (0,0002-0, 5 %) и сажа (0,01-1,1
г/м3). Пусть дизельный двигатель выделяет сажи на порядок больше, чем
бензиновый, зато его выхлопной газ не содержит свинца, при этом
характеризуется повышенной дымностью. Черный дым – продукт неполного
сгорания и состоит из частиц углерода 0,1–0,3 мкм. Белый дым образуется
в основном при работе двигателя на холостом ходу и состоит из частичек
испарившегося топлива и капелек воды. В его составе присутствуют
главным образом альдегиды, обладающие раздражающим действием. Голубой
дым образуется при охлаждении на воздухе отработавших газов. Он состоит
из капелек жидких углеводородов.

Многие из вредных и канцерогенных веществ обладают способностью накапливаться в организме. Важной особенностью выбросов дизельных автомобилей является содержание канцерогенных полициклических ароматических углеводородов, среди которых наиболее вреден бензопирен, способный вызывать новообразования различной локализации. Оксид углерода препятствует поглощению кровью кислорода; свинец влияет на кровеносную и нервную системы (способен накапливаться и откладываться в различных органах); оксиды азота раздражают легкие, вызывают различные легочные заболевания, увеличивают восприимчивость организма к вирусным заболеваниям.

Самый серьезный удар этих соединений принимают на себя водители и их пассажиры, а также автомеханики. При остром отравлении появляются головная боль, головокружение, оглушенное состояние, тошнота, рвота, резкая мышечная слабость, затемнение сознания; в тяжелых случаях возможны потеря сознания, кома. В крови обнаруживается высокое содержание карбоксигемоглобина, не передающего организму кислород. На второй или третий день после отравления может развиться токсическая пневмония. К печальной памяти прошлого, отработавшими газами фашисты убивали евреев в грузовиках-душегубках. Чаще всего у водителей-профессионалов и авторемонтников встречаются хронические интоксикации – в этом случае отмечаются частые головные боли, головокружение, расстройства сна, повышенная утомляемость, частые респираторные заболевания.

Даже непродолжительное воздействие автомобильных выхлопов отрицательно сказывается на работе органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и, как следствие этого, головного мозга. Отработавшие газы содержат огромное количество сверхмалых наночастиц, которые способны проникать сквозь клеточные мембраны и беспрепятственно перемещаться по всему организму человека. Врачи-неврологи полагают, что окислительное угнетение мозговой ткани является следствием диффузии опасных химикалий в ткани организма при вдыхании загрязненного воздуха, результатом которого могут быть многие дегенеративные расстройства типа болезней Паркинсона и Альцгеймера.

Для определения оценки риска здоровью медики-гигиенисты берут разовые пробы воздуха для определения в них максимальных концентраций загрязняющих веществ (диоксида азота, диоксида серы, окиси углерода, пыли, сажи, свинца). Среднегодовая концентрация окиси углерода в мегаполисе достаточно далека до предельно допустимой, но и этот показатель от пятидесяти до ста раз превышает природные концентрации окиси углерода на природе. Чего там греха таить, содержание диоксида азота на многих перекрестках превышает предельно допустимые концентрации – завидев зеленый свет, водители резко жмут на педаль газа, что и приводит к залповым выбросам вредных веществ.

Среднестатистический горожанин день проводит за рулем по полтора часа, в результате чего в его организм попадает множество опасных соединений – до 45 % от суточной «нормы». Езда с закрытыми окнами и пользование кондиционером помогают мало. Если человек употребляет алкоголь и курит, то это наносит его здоровью двойной ущерб. 

Есть еще и сторонний аспект проблемы. После зимы на дорогах остался сухой налет песочно-соляной смеси. В теплую погоду подсохшие дороги начинают пылить, а врачи констатируют рост обострений заболеваний у хронических аллергиков и астматиков. На микрочастицах пыли оседают также вредные для здоровья продукты сгорания бензина и износа покрышек (тяжелые металлы, соединения серы, опасные органические соединения).

Куда ни кинь – всюду клин, вывод один – вести здоровый образ жизни:

 – побольше бывать за городом на свежем воздухе;
 – проводить отпуск на море или в горах для очищения организма от вредных веществ;
 – навсегда избавиться от вредных привычек, особенно от курения и употребления дешевых «чернил»;
 – пейте каждый день молоко или молочнокислые напитки;
 – ешьте круглый год свежие овощи и фрукты (минимум два фруктовых плода и 200 г овощей).

Наталья АБРАМОВИЧ, зав. отделом общественного здоровья ГУ «МОЦГЭОЗ»

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий