Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Возмещение стоимости запасных частей не ограничивается суммой, определенной расчетным методом

Просмотрено

страхованиеОдним из обязательных видов страхования, с которым сталкивается каждый автолюбитель, является обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Порядок его проведения и осуществления расчетом по данному договору регламентирован Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530. В частности, пунктом 158 указанного Положения установлено, что стоимость восстановительного ремонта транспортного средства определяется на основании расчета, произведенного в соответствии с законодательством, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня осмотра транспортного средства.

Порядок осуществления расчета стоимости восстановительного ремонта регламентирован Правилами определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14.09.2004 № 30-од.

Пунктами 6 и 7 указанных Правил установлено, что определение стоимости транспортных средств, его частей и материалов производится в национальной валюте Республики Беларусь. Для транспортных средств производства стран дальнего зарубежья стоимость частей и материалов определяется на основе информации, получаемой из программного обеспечения Аудатекс, Автокальк, а для транспортных средств производства стран СНГ – из программного обеспечения НАМИ. При отсутствии в программном обеспечении информации могут использоваться данные специализированных отечественных и зарубежных справочников, специализированных периодических изданий, информационных материалов торгующих организаций. Допускается использование в расчетах в соответствии с законодательством евро (российского рубля) с последующим перерасчетом его в национальную валюту исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля по отношению к евро (российскому рублю) на дату повреждения.

Согласно этим же Правилам, отдельно взятые справки-счета, чеки или другие документы, выданные торгующей организацией, реализующей транспортные средства на вторичном рынке, а также выданные при покупке транспортных средств на аукционе, биржевых торгах и т.п., рекламные объявления, за исключением специально оговоренных случаев, не могут быть основанием для определения размера вреда, причиненного транспортного средства.

Фактическое восстановление транспортных средств осуществляется потерпевшими в специализированных организациях. При этом, ремонтная организация может использовать приобретенные запасные части, стоимость приобретения которых может отличаться от той, которая указана в выше названном программном обеспечении, справочниках. В результате выплаченного потерпевшему страхового возмещения может не хватить для оплаты фактического ремонта (за вычетом стоимости обновления). При этом, под стоимостью обновления понимается разница между стоимостью новых деталей и стоимостью деталей, за вычетом износа, при замене поврежденных деталей на новые.

Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь прямо не предусматривает возможности доплаты страхового возмещения в случае разницы стоимости замененных частей и узлов, определенных согласно названному программному обеспечению, справочникам и фактической стоимости их приобретения (с учетом фактического износа).

Вместе с тем, системное толкование правовых норм в сфере страхования, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе статей 823, 825, 855, 941,  позволяет сделать вывод о том, что размер ущерба, подлежащий возмещению страховщиком, осуществляющим обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, не ограничивается суммой страхового возмещения, определенного расчетным методом.

Приведем пример.

Экономическим судом Гродненской области было рассмотрено дело по иску ООО «А» к страховому предприятию «Б» о взыскании 2430587 рублей суммы недоплаченного страхового возмещения.

Как следует из материалов дела, 30.01.2013 между истцом и ответчиком был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Республики Беларусь № 9 (страховое свидетельство сроком действия с 6.07.2012 по 5.07.2013 и лимитом имущественной ответственности 10000 евро) в отношении легкового автомобиля Chevrolet Niva.

Согласно справке УГАИ УВД, в период действия договора страхования произошло дорожно-транспортное происшествие с участием указанного автомобиля и автомобиля ВАЗ 21093. Виновным в совершении ДТП признан водитель автомобиля ВАЗ 21093, гражданская ответственность владельца автомобиля была застрахована в страховом предприятии «Б».

01.03.2013 истец обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Согласно акта осмотра пострадавшего транспортного средства, ответчиком был определен процент износа транспортного средства – 12%, а также перечень подлежащих замене деталей и узлов автомобиля, номенклатура восстановительных работ.

В связи с поданным заявлением о выплате страхового возмещения, ответчиком была также произведена оценка стоимости ущерба в оценочной организации УП «В» расчетным методом в соответствии с Правилами определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14.09.2004 № 30-од.

Согласно акта осмотра пострадавшего транспортного средства и заключения оценочной организации, истцом был выполнен ремонт транспортного средства в сервисной организации СОАО «Г», имеющей сертификат соответствия, разрешающий производство ремонта данной категории транспортных средств.

Согласно счета от 14.06.2013, фактическая стоимость ремонта в результате ДТП составила 23610752 рубля, из которых стоимость замененных запасных частей составила 12338322 рубля, а с учетом 12% износа транспортного средства стоимость замененных запасных частей составила 10857724 рубля. Таким образом, стоимость ремонта транспортного средства с учетом его 12% износа фактически составила 22130154 рубля (в том числе НДС).

Согласно страховому свидетельству, указанная фактическая стоимость ремонта не превышает лимит имущественной ответственности ответчика в отношении легкового автомобиля Chevrolet Niva (10000 евро).

При рассмотрении вопроса о взыскании со страховщика по обязательному страхованию фактических затрат экономическим судом была установлена необходимость и наличие связи понесенных истцом затрат с характером повреждения транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия.

На основании распоряжения ответчиком было выплачено ремонтной организации СОАО «Г» страховое возмещение в размере 19699567 рублей с учетом НДС в пределах суммы, определенной расчетным методом.

Определяя размер суммы подлежащей выплате истцу, ответчик руководствовался пунктом 158 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530. В соответствии с ним при повреждении транспортного средства в размер вреда включаются расходы на его восстановительный ремонт на день наступления страхового случая за вычетом стоимости обновления, эвакуацию с места дорожно-транспортного происшествия к месту постоянного хранения на территории Республики Беларусь, а для нерезидентов – до границы Республики Беларусь, оформление необходимых документов в связи со страховым случаем и по исчислению размера вреда. Стоимость восстановительного ремонта транспортного средства определяется на основании расчета, произведенного в соответствии с законодательством, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня осмотра транспортного средства.

Страховое возмещение выплачивается на основании расчета стоимости восстановительного ремонта транспортного средства за вычетом стоимости его обновления, без учета налога на добавленную стоимость и иных налогов (сборов), включаемых в стоимость услуг, оказываемых автосервисом. При представлении потерпевшим, резидентом Республики Беларусь, заключившим комплексный договор внутреннего страхования, документов, подтверждающих факт ремонта транспортного средства в организации или у индивидуального предпринимателя, имеющих соответствующее разрешение, страховщик (Белорусское бюро) обязан доплатить страховое возмещение в размере фактически уплаченного налога на добавленную стоимость и иных налогов (сборов), включенных в стоимость оказанных автосервисом услуг, за устранение повреждений, относящихся к данному страховому случаю, в пределах установленного лимита ответственности. При этом, под стоимостью обновления понимается разница между стоимостью новых деталей и стоимостью деталей, за вычетом износа, при замене поврежденных деталей на новые.

Размер выплаченного возмещения был определен ответчиком расчетным методом в соответствии с Правилами определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14.09.2004 № 30-од.

Таким образом, размер выплаченного страхового возмещения, определенного расчетным методом, оказался меньше фактических затрат на ремонт транспортного средства в результате ДТП с учетом процента его износа на 2430587 рублей.

Согласно письменным и устным пояснениям сторон, спор между ними относительно количества подлежащих замене в результате ДТП деталей и узлов потерпевшего автомобиля, процента их износа, объема и номенклатуры ремонтных работ и использованных сервисной организацией материалов отсутствует.

В силу статьи 941 ГК Республики Беларусь юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 823, пункт 1 статьи 825), в случае, когда страхового возмещения недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

В соответствии с пунктом 4 статьи 823 ГК Республики Беларусь в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законодательством или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы (лимита ответственности).

В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 855 ГК Республики Беларусь, если договором имущественного страхования и страхования ответственности не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (суброгация). При этом, перешедшее к страховщику право требования реализуется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.

Исходя из выше приведенных положений ГК Республики Беларусь, следует, что ответственность в порядке суброгации обусловлена уплатой страховщиком страхового возмещения страхователю (выгодоприобретателю), виновным поведением лица, причинившим вред.

Согласно подпункту 4.1 пункта 4 Положения о страховой деятельности, утв.  Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности», одним из видов обязательного страхования в Республике Беларусь является обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Системное толкование правовых норм в сфере страхования, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, позволяет сделать вывод о том, что размер ущерба, подлежащий возмещению страховщиком, осуществляющим обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, не ограничивается суммой страхового возмещения, определенного расчетным методом.

Не содержится такое ограничение и в пункте 158 Положения о страховой деятельности, утв.  Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности», на которое ссылается ответчик в обоснование своих возражений.

Согласно пункту 151 Положения о страховой деятельности, утв.  Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» страховому возмещению подлежит вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу (в том числе дорогам, дорожным сооружениям, техническим средствам регулирования дорожного движения и иным объектам) потерпевшего, а также имущественный вред, вызванный повреждением или уничтожением транспортного средства резидента Республики Беларусь, заключившего комплексный договор внутреннего страхования, в результате дорожно-транспортного происшествия.

Пунктом 162 указанного выше Положения установлена обязанность страховщика при наступлении страхового случая возместить причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия вред в пределах лимита ответственности, установленного Президентом Республики Беларусь.

Подпунктом 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования» (с изменениями и дополнениями) лимиты ответственности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств за вред, причиненный имуществу потерпевших в результате дорожно-транспортного происшествия, установлен в размере 10000 евро.

Принимая во внимание отсутствие у сторон разногласий относительно количества подлежащих замене в результате ДТП запасных частей, размера процента их износа и стоимости ремонта, а также то, что установленный законодательством лимит ответственности по данному спору не превышен, требования истца о взыскании 2430587 рублей суммы недоплаченного страхового возмещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.п.1.7.3 п.1 статьи 257 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь стороны освобождены от уплаты государственной пошлины по спорам, связанным со страхованием и государственным регулированием страховой деятельности, в связи с чем государственная пошлина с ответчика не подлежит взысканию.           

 

Белявский С.Ч.,

судья хозяйственного суда Гродненской области,

заместитель председателя

областного отделения Союза юристов


Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Популярное