Вне всякого сомнения, большое значение для безопасности движения имеют уровень профессиональной подготовки, опыт, знания и развитие психических качеств водителя, но столь же важен и возраст.
Молодости в первую очередь присуща порывистость и любовь к острым ощущениям на дороге, страсть к опрометчивости и импульсивности, а в более зрелом возрасте приходит чувство большей ответственности, рассудительность, а также умение предусмотреть дорожные коллизии и предугадать их последствия.
Специалисты, исследующие причины ДТП, любят ссылаться на эмпирическую «формулу безопасного вождения» – 60х60, то есть наиболее осторожно водит машину человек старше 60-ти лет, потому что он никогда не превышает скорости 60 км/ч. При этом почему-то не указывают, что число участников движения в пожилом возрасте уменьшается, потому что значительная часть водителей, возраст которых превысил 50 лет, оставляет свою профессию. Это объясняется тем, что в пожилом возрасте уже обременительна довольно трудная и ответственная работа на автомобиле, к сожалению, весьма часто связанная с пребыванием вдали от дома.
Когда водителю за 70 лет, тяжесть последствий для престарелого участника ДТП несопоставима с ситуацией у молодых. 80-летний водитель, плетущийся со скоростью черепахи, на 60 % больше рискует погибнуть в аварии, чем 18-летний юнец. Причина не в стиле вождения, а в здоровье – реанимировать 80-летнего участника ДТП гораздо труднее, чем цветущего юношу.
Следом за старичками в группе смертельного риска следуют мужчины в возрасте от 18 до 23 лет – их шансы погибнуть в аварии выше, чем у водителей среднего возраста. Если вам еще нет 20 лет, то вы имеет вероятность в 3 раза чаще попасть в дорожно-транспортное происшествие, в 2 раза – быть убитым в них, в 7 раз – раненым и в 2,5 раза – остаться калекой по сравнению с людьми возраста от 25 до 32 лет. Нежелание пользоваться ремнем безопасности заметно повышает шансы на смерть у молодого лихача.
А что касается стиля вождения, то, как показывают исследования, самыми опасными из-за своей агрессивности являются водители в возрасте 18-25 лет, а опасными из-за пассивности после 60–70 лет. Как в поговорке «что старый, что малый…»
Возраст 33 года признан статистикой оптимальным. Это особый возрастной рубеж. Молодость с ее устремлением к риску постепенно остается позади, впереди – преимущества осторожности и новые открытия мудрости, но человек еще молод и полон сил. Из этой возрастной категории лучшие водители – дамы, которые либо только что преодолели этот возрастной рубеж, либо приближаются к нему. У них, по статистике, в пять раз меньше частота попадания в ДТП, которые заканчиваются смертью одного из участников, чем у 20-летних.
По данным зарубежных исследований, опыт вождения автомобилей имеет большее значение, чем возраст. С увеличением рабочего стажа водителя количество происшествий уменьшается. Примерно 70 % происшествий происходят с водителями, рабочий стаж которых не превышает 3 лет. При рабочем стаже 10–12 лет в аварии попадали лишь 2 % водителей. При большем рабочем стаже этот процент еще ниже. Самый низкий уровень смертности в ДТП у водителей в возрасте от 40 до 50 лет.
Но если вам за 50 лет и у вас большой стаж работы, следует все-таки призадуматься о собственной безопасности. С возрастом притупляются ощущения, которые дают информацию о ситуации на дороге:
– зрительные и слуховые ощущения информируют водителя о положении управляемого автомобиля на дороге и других объектов на ней, о показаниях приборов на панели автомобиля, о качестве работы двигателя и т.п.;
– кожные и суставно-мышечные ощущения информируют о положении его тела, о взаимодействии рук и ног с органами управления;
– вестибулярные — об изменении скорости и направления движения автомобиля;
– вибрационные — о состоянии дорожного покрытия и характере работы отдельных агрегатов автомобиля;
– обонятельные — о наличии в воздухе кабины различных веществ;
– тепловые — об изменении температурного режима на рабочем месте водителя.
Одно лишь снижение возможности видеть дорожную обстановку приводит к резкому увеличению риска ДТП. Так, в темное время суток происходит около половины всех ДТП, хотя интенсивность движения составляет 10–15 % от дневной. А человек в возрасте теряет качество сумеречного зрения, присущие молодым. Что уж там говорить про артрит, артроз и прочее. Поэтому столь важно для автомобилиста с молодости вести здоровый образ жизни, чтобы сохранить хорошую физическую форму до преклонных лет.
Наталья АБРАМОВИЧ, зав. отделом общественного здоровья ГУ «МОЦГЭОЗ»