Вначале немного истории.
Этот памятник известен многим. На постаменте возле центральной проходной Минского автомобильного завода установлен ретро самосвал. А вот когда появился этот комплекс, и кому он посвящен, знают далеко не все.
В 1969 году отмечалась 25-я годовщина создания автозавода. К этому событию было решено открыть мемориал, увековечивающий память первых строителей МАЗа. И в августе того же года на территории завода появился постамент, на который был установлен самосвал МАЗ-205. Надпись на постаменте гласила: “Первый автомобиль, созданный коллективом завода. Выпускался автомобиль с 1947 по 1965 годы”.
Производственные площади расширялись, и весь комплекс пришлось вынести за пределы предприятия. В год 40-летия минского автозавода соорудили новый постамент, отреставрировали автомобиль, а надпись убрали.
За прошедшее время памятник неоднократно ремонтировали.
Новая реставрация
В конце июля 2022 г. автозаводцы не увидели на своем привычном месте автоветерана. Автомобильный раритет исчез, и постамент остался пустым. Оказалось, что грузовик специально сняли с пьедестала и отправили его для очередного обновления. По указанию руководства ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ”, три цеха предприятия приводили железного представителя первого семейства автотехники своего производства в надлежащее состояние.
Демонтажом занимался монтажный цех. Был разработан специальный проект, который утвердили соответствующие службы автозавода. Только после этого монтажники приступили к работе. В процессе снятия участвовали автокран самого структурного подразделения и автопоезд, предоставленный автотранспортным цехом. Чтобы не повредить уникальную модель с помощью синтетических строп ее погрузили на платформу полуприцепа и повезли в экспериментальный цех. Здесь автомобиль частично разобрали, сняли кузов, а также некоторые узлы и детали, подлежащие реставрации. Их восстановили, а потом в цехе мелких серий покрасили.
Кстати, само шасси вместе с кабиной тоже отправили в ЦМС, где его сотрудники в течение нескольких дней шпаклевали, грунтовали и красили ретро автотехнику.
Не все элементы конструкции, особенно деревянные внутри кабины, из-за их нынешнего состояния подлежали ремонту. Поэтому их пришлось заменить на новодельные, специально изготовленные на макетном участке в эксперименталке. Снимали двери и меняли то, что вышло из строя на современные копии. А вот сидения, руль, педали и пр. остались родные.
Также проводилась регулировка дверных замков и кузовные работы.
Частичному обновлению подверглись подножки кабины. Сильно коррозированные места вырезались, а на их место вваривались новые фрагменты.
Одной из самых больших трудностей при реставрации стало откручивание старых крепежных болтов. Такой крепеж приходилось ломать или срезать. Вместо них при сборке использовались уже другие, применяемые сейчас на заводе.
P.S. Почти месяц ушел у автозаводцев, чтобы обновить экстерьер автосамосвала МАЗ-205, восстановить его лакокрасочное покрытие и др.
23 августа монтажники установили автомобиль на прежнее место.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и Е.Подымако газета “Автозаводец”