“Даблдеккеры” – так называются двухэтажные автобусы. Наиболее известные из них с середины 50-х годов прошлого столетия перевозят пассажиров по Лондону. Наряду с другими достопримечательностями они уже давно стали одной из визитных карточек английской столицы. Говорят, что причиной их появления стали ограничения, введенные соответствующими органами на длину городских автотранспортных средств. Сейчас подобная автотехника эксплуатируется и в других городах мира – в Берлине, в Риге, в Таллинне, Лиссабоне и пр. Правда, в основном, не на городских маршрутах, а в туристическом бизнесе, где занимается обслуживанием туристов.
В 90-х годах XX столетия свои “Даблдеккеры” имела и белорусская столица. Эти машины возили пассажиров из Минска на рынок в Ждановичи. И обратно. Но спустя некоторое время их сняли с линии.
Автоэкзотика в Таллинне
Летом 2009 года директор минской туристического агентства “Дром -Тур” Наталья Ратынская отдыхала в Таллинне. Эстонская столица – красивый город. В нем сохранилось много интересных мест и памятников. Но обратила внимание минчанка не только на них. В качестве машин, перевозивших туристов по городским улицам, здесь использовались двухэтажные автобусы марки “MAN”. Вся эта экзотическая автотехника была выпущена почти тридцать лет назад в Германии.
Рождение нового городского проекта
Вернувшись домой, НАТАЛЬЯ рассказала об увиденных автомобилях в Прибалтике заместителю директора турагенТства Дмитрию Вашкевичу и показала их фотографии. Так родилась идея об использовании подобных двухэтажных машин в Минске. Необычный автобус должен привлечь не только иностранцев, но также самих минчан и жителей других регионов нашей страны.
Поиски автобуса
Сразу стало понятно, что приобрести автобус в Германии не получится. Для этого потребовались бы очень большие денежные средства. А если сюда добавить еще и расходы на растоможку, сумма оказалась бы и вовсе фантастической. И это не гарантировало бы того, что купленному автотранспортному средству не потребовались бы еще какие-нибудь дополнительные ремонтные работы.
И тогда в турфирме вспомнили об двухэтажных автобусах, ранее эксплуатировавшихся в Минске. Начались их поиски по всей Республике. И спустя несколько месяцев в Мозыре был найден один экземпляр, но в сильно измененном виде. После столицы он оказался в Гомеле, где работал на одном из местных маршрутов. Потом на нем перевозили мозырян. В последний период своей “трудовой деятельности” автоперевозчик использовался в качестве кафе для обслуживания водителей. На первом этаже находилась кухня, где готовилась пища для них. А на втором – стояли столики и стулья.
К моменту обнаружения автотранспортного средства сотрудниками “Дром -Тур” , оно почти год не эксплуатировалось. И его готовились списать в металлолом.
Восстановление
Восстановление автобуса началось в начале 2010 года. Машину полностью переварили, поменяли обшивку салона, сделали перетяжку пола и ходовую часть, установили сидения, провели и другие изменения. Был заменен и двигатель. Все кузовные работы проводились на специализированном предприятии в Гродно, а все остальное делалось в Минске.
Ближайшие планы
Уже в ближайшее время планируется завершить все восстановительные работы, установить специальную лингвосистему и пройти необходимый техосмотр. И в этом году пустить двухэтажный ярко красный, почти 11,5 -метровый автобус MAN 1980 года выпуска с гербом Минска по экскурсионному маршруту . Высота автотранспортного средства составляет чуть более 4-х метров. Оно рассчитано на перевозку 81 пассажира (47 – на верхней палубе и 34 – на нижней). Пунктом отправления станет железнодорожный вокзал. Экскурсанты увидят Национальную библиотеку, “Минск-Арену” и др. городские достопримечательности. Продолжительность поездки составит приблизительно полтора часа.
Предполагается, что ежедневно автотранспортное средство будет совершать несколько таких рейсов.
Рассказывать туристам о городе станет аудиогид. В настоящее время нужный текст записан уже на семи языках. В дальнейшем к ним добавятся еще два. Пассажир сядет в автобус, наденет наушники и станет просто слушать экскурсию на выбранном им языке. “Это даст возможность не ограничивать людей по языковому критерию”, – сказал корреспонденту “АД” заместитель директора “ Дром -Тур ” Дмитрий Вашкевич. Одновременно внутри смогут находиться люди, представляющие разные страны и континенты.
“Даблдеккер” будет перевозить туристов даже при минимальном их количестве.
Обязательно 1 день в месяц автобус будет бесплатно предоставляться для экскурсий детям из детских домов Беларуси.
И планы на будущее
Сейчас турфирмой разрабатываются и другие туристические маршруты по белорусской столице. Поэтому планируется закупить еще один двухэтажный автобус. “В маленьком Таллинне таких машин шесть. Они работают на трех линиях”, – рассказал г.Вашкевич.
Организации таких экскурсий – это совместный проект туристического агенТства «Дром-Тур» с Государственным учреждением “Информационно-туристский центр “Минск” во главе с директором Еленой Плис.
Юрий Влодавский
Фото турфирмы “ Дром -Тур ”