В начале августа в Минск вернулись члены команды “МАЗ-СПОРТавто” Минского автозавода – участники Международного ралли-рейда “Шелковый путь-2017”, проходившего по территории трех стран: России, Казахстана и Китая.
Об итогах выступления команды и о дальнейших планах рассказал в интервью корреспонденту “АД” начальник команды и один из пилотов С.Вязович.

Сергей Вязович
— Вначале, Сергей, хочется поздравить вас и всю команду “МАЗ-СПОРТавто” с успешным завершением соревнования.
— Спасибо
— Сергей, это не первое участие команды в ралли-рейде “Шелковом путь” . А чем нынешнее соревнование отличалось от предыдущих?
— Нынешняя гонка была самая длинная из всех по протяженности специальных участков. Сама трасса однозначно была сложнее. Уже сразу со старта в России мы оказались в сложных условиях из-за постоянных проливных дождей. Приходилось ехать по скользким дорогам. Постепенно им на смену пришли казахское бездорожье и китайские пески. Поэтому дух некогда было перевести. Особенно запомнились 12 и 13 спецучастки, проходившие по территории Китая. Такие дюны нам уже давно не встречались.
— А что вы скажете о составе участников нынешнего ралли?
— В этом году состав участников в зачете грузовиков подобрался очень сильный. Приехали все ведущие команды за исключением MAN. Было приятно в течение двух недель мериться силами и вести с ними борьбу бок о бок. Это безусловно сказалось на профессиональном росте наших пилотов и всей команды в целом.
— Перед отправкой на “Шелковый путь-2017” вы говорили, что наибольшие опасения у вас вызывает трасса китайской части соревнования. Оправдались ли эти опасения?
— Мы знали, что в Китае не будем первыми, и готовились к тому, что будет тяжело. Поэтому ставили перед собой цель: здесь не потерять свои позиции. И эту задачу экипажи выполнили. Все машины успешно преодолели дюны, что очень хорошо. В реальности оказалось, что по отношению к другим командам выступили неплохо. Пропустили только несколько экипажей КамАЗ-мастер. Остальные соперники оказались позади.
— Как вы расцениваете нынешнее выступление своего экипажа и всей команды МАЗ-СПОРТавто на прошедшем ралли-рейде?
–Для меня это не самое успешное соревнование. На “Шелковом пути-2013” я занял третье место. Но для команды это самое успешное выступление – факт. Все экипажи расположились близко друг к другу и заняли 5, 7 и 8 места. Такого результата у нас еще не было. Особенно доволен выступлением пилота Алексея Вишневского. У него была очень хорошая скорость, и он стабильно ехал. Наше решение об использовании экипажа Алексея, в качестве едущего на основной результат, оказалось правильным.
А вот итогами выступления я остался недоволен. Доволен буду только тогда, когда все наши экипажи будут занимать весь пьедестал. А пока будем усиленно тренироваться.
— Сергей, а что помешало экипажам команды занять более высокие места?
— Это марафонская гонка. Ее конечный результат зависит от многих факторов. По сравнению с нашими соперниками мы позже пришли в этот вид автоспорта и имеем меньший опыт. То, что мы конкурентоноспособны, уже известно давно. В тех проблемах, которые у нас возникли по ходу соревнования, мы на 80 % виноваты сами. В пылу борьбы рисковали, но не всегда оправданно. Александр Василевский основное время потерял, застряв в солончаке. Это ошибка пилота. Алексей Вишневский попал в промоину, когда пытался объехать застрявший автомобиль соперников. С него никто вины не снимает, но это просто несчастный случай. На момент моей аварии у него было 52 часа штрафа. Нами был подан протест, который потом удовлетворили. Но пока принималось это решение и не зная о том, что его удовлетворят, в интересах команды машина Алексея стала быстрой техничкой для двух других наших экипажей. В результате им было потеряно еще три часа.
— А как показали себя боевые грузовики на этой сложной дистанции?
— Мне машины очень нравятся. На них можно выигрывать, что мы и доказали. Выиграли один из спецучастков. Могли и больше. Но где-то сами виноваты, что не смогли это сделать. А где-то просто не повезло. Поэтому я считаю, что на сегодняшний день у нас конкурентноспособная автотехника уровня чемпионата мира, к которому приравниваются ралли-рейды “Шелковый путь” и ”Дакар”.
— Сергей, расскажите о вашей тактике, которой вы придерживались на “Шелковом пути-2017”. Оправдала ли она себя?
— В России мы ехали по скользким дорогам. На такой трассе не так сильны КамАЗы и машины других наших соперников. В Республике Беларусь по таким магистралям нам приходится ездить довольно часто. Для нас это было неново. Пошли в атаку, которая обернулась для нас потерей времени. Поэтому, начиная с Казахстана, тактика изменилась. К этому моменту уже имелись большие временные гандикапы с лидирующими и преследующими командами. Мы пошли на удержание завоеванных позиций и не рвались за победу на спецучастках. Удалось пересидеть соперников надежностью своих машин.
— А будут ли перед предстоящим ”Дакаром-2018” в конструкцию автомобилей вноситься новые изменения?
— Не стоит сейчас лезть в конструкцию автомобилей. Необходимо делать машины нового поколения и постепенно переходить на более современную автотехнику. Постоянные переделки уже имеющихся машин не приведут к правильным выводам. Понимание приходит только во время гонки.
— Сергей, а вы можете сравнить между собой “Шелковый путь” и “Дакар”?
— Сравнивать сейчас эти две гонки сложно. Они координально разные, несмотря на то, что они имеют одинаковую по времени продолжительность. Оба соревнования равнозначные. Маршрут “Шелкового пути”сложней, а по количеству участников “Дакар” более представителен.
— Спасибо за интервью и удачи вам на предстоящем ”Дакаре-2018”.
— Спасибо.
P.s. Сейчас большинство команды “МАЗ-СПОРТавто” в отпуске. Подготовка спортивных грузовиков к предстоящему ралли-марафону будет идти по уже отработанному плану. Есть определенный перечень регламентных работ, которые делает команда перед ответственными стартами. В конце сентября планируется выезд в Гродно на “Баха Западный рубеж”. Пока точно не определено сколько поедет экипажей, их состав и автомобили.
Возможно, состоится выезд в Арабские Эмираты. Но окончательное решение еще не принято.
Что касается личного состава, то ему предстоит обычная спортивная программа.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и ОАО “МАЗ”