Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Главная Мировые автоновости Вся жизнь за рулем

Вся жизнь за рулемСейчас увидеть женщину за рулем стало привычным делом. Правда, в
основном управляют они легковыми автомобилями. Иногда они водят
микроавтобусы или небольшие грузовики. Но за баранкой больших грузовых
машин представительницы слабого пола встречаются нечасто. А вот в
40-50-е годы прошлого века наблюдалась другая картина. 

 
Во время Второй мировой войны, когда большинство мужчин было призвано в Советскую Армию и участвовало в боевых действиях, девушкам приходилось осваивать различные мужские специальности, в том числе и профессию водителя. Так случилась и с Анастасией Константиновной Вишневской.

В КАЗАХСТАНЕ

Когда началась война, Анастасии не было еще семнадцати лет. После эвакуации из Белоруссии девушка попала в Казахстан, где и началась ее водительская карьера. Сначала она, как и другие эвакуированные, трудилась на сельскохозяйственных работах. Но вскоре председатель местного колхоза предложил девушкам освоить шоферскую профессию. Ему пришла разнарядка на обучение двухсот человек. А своих людей не хватало. Насте тоже захотелось получить такую специальность. “Я не знаю, почему пошла. Куда-то надо было идти работать”, – говорит Анастасия Константиновна. Но предварительно пришлось пройти медицинское освидетельствование.  Одна из девушек, проходивших медкомиссию, призналась врачу, что не видит. Он на нее накричал. Девчонка вышла из врачебного кабинета вся в слезах. “Не знаю, все ли буквы я правильно называла, но меня взяли на курсы”, – вспоминала моя собеседница.

АЗЫ ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА

В ноябре 1941 года началась нелегкая учеба в городе Семипалатинске. Вначале изучение теории, а потом практическое обучение  на “полуторке” ГАЗ-АА, а затем на ЗИС-5. Последний, кстати, больше понравился девушке. Инструктором по вождению стал молодой парень, которого вскоре призвали в армию. Его место занял пожилой мужчина. О нем Анастасия Константиновна вспоминает с особой теплотой.

Во время обучения проходили различные трагикомичные случаи.  Однажды подвозили солдата. Вдруг машина заглохла. “Потерялась искра”, – с улыбкой рассказывала г-жа Вишневская. Пришлось долго помучиться, чтобы завести машину. Для этого понадобилось воспользоваться забытым сейчас приспособлением – заводной ручкой. Доводилось не раз слышать и “добрые слова” от инструктора.
 

 


Были ошибки при вождении и разбитый чужой грузовой автомобиль, и слезы, и различные травмы, и многое другое. Без этого никак нельзя было обойтись.

Время пролетело быстро. И уже в марте 1942 г. началась практическая стажировка по специальности в одном из местных колхозов республики. А когда пришел срок ее окончания, приехала женщина-инспектор из Семипалатинска. Экзамен проходил по дороге от китайской границы до железнодорожной станции Аягуза. Длина маршрута составила 250 км. Груженый ЗИС с прицепом Настя вела по очереди со своим напарником Александром. Туда везли зерно, а обратно соль. По завершению поездки девушка получила водительское удостоверение и стала профессиональным водителем. “Наверное, Саша договорился с инспектором, чтобы она выписала документы по дороге. И мне не пришлось ехать за ними в Семипалатинск”, – рассказывала г-жа Вишневская.

В АРМИИ

Настя отправилась работать в один из колхозов. Но там оказался только один автомобиль на все хозяйство. И девушка написала заявление в военкомат с просьбой призвать ее в армию. В конце 1942 года Настя оказалась в Средней Азии в 178-м автотранспортном батальоне. Женская часть подразделения располагалась в казарме, а мужская – в палатках. Вначале ей дали плохой автомобиль. Рама, колеса и кабина – вот собственно и вся машина. А чуть позднее почти всех мужчин забрали на фронт. Остались только двое – Павел Иванович из Ташкента и мальчишка-татарин. Вскоре грузовик ЗИС, на котором ездил житель Ташкента, передали нашей землячке. Анастасия Константиновна и сейчас помнит его номер “62-62”. На нем Настя возила самые разные грузы.   

А затем воинскую часть перебросили на Каспий. И девушка стала водить 2-тонный американский Chevrolet, полученный по ленд-лизу. Вначале ей предложили Willys, но Настя испугалась и отказалась. Приходилось возить все. Бочки с топливом, продовольствие, раненых и даже мертвых. Война есть война… Обо всем и не расскажешь. Страшно было. Заканчивала службу ефрейтор Вишневская в Западной Украине. 9 мая 1945 года объявили о Победе, а демобилизация была только в октябре.

ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

После службы Анастасия вернулась на родину. В 1947 году она пришла работать на Минский автомобильный завод. Вначале была  электросварщицей и варила кузова. Но, как оказалось, это было не ее призвание. И девушка вновь села за баранку автомобиля. Сперва ездила на небольшом тягаче. Довелось также водить машину скорой помощи. Потом стала работать на легковых автомобилях ГАЗ-М20 “Победа” и ГАЗ-24 “Волга”, возить руководителей различного ранга, в том числе и знаменитого  директора Минского автозавода И.М. Демина. Водителем Ивана Михайловича она была более десяти лет.

“Я водила практически все автомобили, находившиеся в гараже автотранспортного цеха”, – рассказывала с гордостью Анастасия Константиновна.

И сейчас, находясь уже на пенсии, Анастасия Константиновна не забывает о родном предприятии и готова поделиться своими воспоминаниями и знаниями с молодыми коллегами.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
Фото автора и из архива А. К. Вишневской.

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий