Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Вторая жизнь БРДМ1-РУ

Просмотрено

Еще один исторический экземпляр военной техники стал полноценным экспонатом историко-культурного комплекса “Линия Сталина”

Этот музей под открытым небом пополнился  бронированной разведывательно-дозорной машиной БРДМ-1. В ИКК уже есть несколько модификаций таких бронеавтомобилей, как называют их на Западе. Уникальность же данного состоит в том, что он является передвижным радиоузлом управления БРДМ1-РУ (другое название “чайка”)  и по своей конструкции несколько отличается от уже имеющихся наличием дополнительных люков, специальной аппаратурой и пр.  В нашей стране его “коллег” по амплуа больше не сохранилось.  Сейчас их можно увидеть только в России.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ДАННОМ ЭКСПОНАТЕ

Эта бронетехника была выпущена в Советском Союзе в 1957 году. В конце 60-х годов прошлого века по непонятным причинам военные  распилили ее и забрали все “внутренности”. В таком виде она попал в ИКК “Линия Сталина” и долгое время стояла здесь, как говорится “мертвым грузом”.

ИСТОРИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возможно, жизнь машины закончилась бы печально, если бы на нее не обратили свое внимание два опытных реставратора  Евгений Бекеш и Алексей Бойко. Вот уже  на протяжение  многих лет они являются членами военно-исторического клуба “Мотопехота” и постоянно принимают участие в реконструкциях сражений Второй мировой и Великой отечественной войн, проходящих в Республике Беларусь и в других странах.

“В основном нам приходится восстанавливать мототехнику и легкую бронетехнику ”, – рассказал Евгений Бекеш.

Вторая жизнь БРДМ1-РУ

Один из реставраторов Бекеш

Жители Молодечно уже вернули к жизни немецкие мотоциклы BMW R75 “Сахара”, DKW-350 и другие модели военного назначения отечественного и зарубежного производства. Они помогали сотрудникам реставрационной группы “Линии Сталина” при воссоздании танков Т-34 и КВ-1.

Когда молодеченцы приступили к работе, от автомобиля оставались только сгнивший и ржавый корпус и колеса. Не было двигателя, коробки передач и раздаточной коробки. Отсутствовали почти все другие заводские агрегаты. Предстояло сделать очень многое, но это не испугало мастеров. Много лет назад, в конце 90-х годов прошлого века, Алексей Бойко, будучи вице-президентом белорусской ассоциации старинных автомобилей “Баретро”, уже участвовал в восстановлении БРДМ-1. Поэтому необходимые знания и опыт  у него имелись.

Запчасти искали по всей республике. Реставраторы специально ездили в Слуцк, Могилев в другие города и населенные пункты. Большую помощь им оказали коллеги, занимающиеся подобным творчеством. Помогали кто чем мог: одни с поиском отсутствующих комплектующих, другие – с ремонтом.

“Некоторые детали удалось найти на свалках и помойках”,-  отметил Алексей Бойко.

Самые большие усилия пришлось приложись на восстановление и капитальный ремонт мотора. Потребовалось полтора года, чтобы бронеавтомобиль привести почти в идеальное состояние. Сейчас у  него, как в молодости, опускаются катки, он может плавать с помощью водомета. Его удалось найти и установить на машину. В настоящее время БРДМ-1 на 90% состоит из родных деталей, не хватает только нескольких механизмов. Со временем планируется довести экземпляр до полного оригинала.

Тем не менее, отсутствие некоторых конструктивных элементов не мешает машине хорошо передвигаться и демонстрировать свои возможности. Что она и продемонстрировала на своем дебютном выступлении во время реконструкции событий афганской войны на Международном фестивале “Афганское небо”, проходившем  в историко-культурном комплексе “Линия Сталина” в субботу, 5 августа. 

Вторая жизнь БРДМ1-РУ

БРДМ-1 во время реконструкции

P.s. Официальная презентация нового экспоната состоялась перед началом данного мероприятия. Он стоял у входа на выставочную экспозицию, и каждый желающий имел возможность сфотографироваться рядом с ней.

Вторая жизнь БРДМ1-РУ

Презентация БРДМ-1

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram