Еще один исторический экземпляр военной техники стал полноценным экспонатом историко-культурного комплекса “Линия Сталина”
Этот музей под открытым небом пополнился бронированной разведывательно-дозорной машиной БРДМ-1. В ИКК уже есть несколько модификаций таких бронеавтомобилей, как называют их на Западе. Уникальность же данного состоит в том, что он является передвижным радиоузлом управления БРДМ1-РУ (другое название “чайка”) и по своей конструкции несколько отличается от уже имеющихся наличием дополнительных люков, специальной аппаратурой и пр. В нашей стране его “коллег” по амплуа больше не сохранилось. Сейчас их можно увидеть только в России.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ДАННОМ ЭКСПОНАТЕ
Эта бронетехника была выпущена в Советском Союзе в 1957 году. В конце 60-х годов прошлого века по непонятным причинам военные распилили ее и забрали все “внутренности”. В таком виде она попал в ИКК “Линия Сталина” и долгое время стояла здесь, как говорится “мертвым грузом”.
ИСТОРИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возможно, жизнь машины закончилась бы печально, если бы на нее не обратили свое внимание два опытных реставратора Евгений Бекеш и Алексей Бойко. Вот уже на протяжение многих лет они являются членами военно-исторического клуба “Мотопехота” и постоянно принимают участие в реконструкциях сражений Второй мировой и Великой отечественной войн, проходящих в Республике Беларусь и в других странах.
“В основном нам приходится восстанавливать мототехнику и легкую бронетехнику ”, – рассказал Евгений Бекеш.
Один из реставраторов Бекеш
Жители Молодечно уже вернули к жизни немецкие мотоциклы BMW R75 “Сахара”, DKW-350 и другие модели военного назначения отечественного и зарубежного производства. Они помогали сотрудникам реставрационной группы “Линии Сталина” при воссоздании танков Т-34 и КВ-1.
Когда молодеченцы приступили к работе, от автомобиля оставались только сгнивший и ржавый корпус и колеса. Не было двигателя, коробки передач и раздаточной коробки. Отсутствовали почти все другие заводские агрегаты. Предстояло сделать очень многое, но это не испугало мастеров. Много лет назад, в конце 90-х годов прошлого века, Алексей Бойко, будучи вице-президентом белорусской ассоциации старинных автомобилей “Баретро”, уже участвовал в восстановлении БРДМ-1. Поэтому необходимые знания и опыт у него имелись.
Запчасти искали по всей республике. Реставраторы специально ездили в Слуцк, Могилев в другие города и населенные пункты. Большую помощь им оказали коллеги, занимающиеся подобным творчеством. Помогали кто чем мог: одни с поиском отсутствующих комплектующих, другие – с ремонтом.
“Некоторые детали удалось найти на свалках и помойках”,- отметил Алексей Бойко.
Самые большие усилия пришлось приложись на восстановление и капитальный ремонт мотора. Потребовалось полтора года, чтобы бронеавтомобиль привести почти в идеальное состояние. Сейчас у него, как в молодости, опускаются катки, он может плавать с помощью водомета. Его удалось найти и установить на машину. В настоящее время БРДМ-1 на 90% состоит из родных деталей, не хватает только нескольких механизмов. Со временем планируется довести экземпляр до полного оригинала.
Тем не менее, отсутствие некоторых конструктивных элементов не мешает машине хорошо передвигаться и демонстрировать свои возможности. Что она и продемонстрировала на своем дебютном выступлении во время реконструкции событий афганской войны на Международном фестивале “Афганское небо”, проходившем в историко-культурном комплексе “Линия Сталина” в субботу, 5 августа.
БРДМ-1 во время реконструкции
P.s. Официальная презентация нового экспоната состоялась перед началом данного мероприятия. Он стоял у входа на выставочную экспозицию, и каждый желающий имел возможность сфотографироваться рядом с ней.
Презентация БРДМ-1
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора