Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Главная Новости Беларуси Ввоз без вывоза

Особо продвинутые автодилеры из Литвы и Польши контрабандой привозят в Беларусь нерастаможенные иномарки средней ценовой категории, которые по поддельным документам реализуются здесь как легальные.

Ввоз без вывоза

 Один из таких случаев недавно был зафиксирован в Октябрьском районе столицы. Так, 30-летний минчанин, добросовестно трудившийся водителем в одной из городских организаций и скопивший за годы работы определенную сумму на приобретение автомобиля, решил обзавестись личным «Мерседесом Е210». Правда, ценник на это «удовольствие» слегка «кусался» – как-никак, а 10-11 тысяч долларов США на дороге не валяются. Поэтому, в надежде наткнуться на более приемлемое предложение потенциальный покупатель день и ночь «штудировал» специализированные автомобильные порталы в интернете, пока, наконец, не увидел машину своей мечты всего за … 6 тысяч американских «рублей». Причем самое интересное, что внешне товар выглядел более чем презентабельно – судя по размещенным фотографиям, не бит, ржавчины как таковой не наблюдалось, да и весь вид транспортного средства говорил о заботе о нем со стороны прежнего хозяина.

Естественно, что упускать возможность едва ли не с 50-процентной скидкой стать полноправным обладателем этого детища немецкого автопрома мужчина не стал и тут же связался с продавцом. К счастью для звонившего, тот практически сразу снял трубку и подтвердил изложенную в объявлении информацию: дескать, машина действительно практически в идеальном состоянии, а столь низкая сумма выставлена из-за крайней потребности в деньгах. К тому же, по словам реализатора, «Мерседес» уже снят с учета и вопрос оформления счет-справки или договора купли-продажи займет не более часа. Другими словами, просто идеальный вариант, пройти мимо которого было бы как минимум глупо. Понимал это и покупатель, в связи с чем попросил абонента на том конце провода о незамедлительной встрече для осмотра автомобиля и, скорее всего, заключения сделки. Собеседник, конечно, согласился, но с одной оговоркой: рандеву произойдет вечером, часов в девять, потому как сейчас он пребывает на работе и отпроситься не может. На том, в принципе, и сошлись. В оговоренное время представители заинтересованных сторон подъехали на стоянку у одного из минских гипермаркетов, где и планировалось провести все необходимые процедуры.

Для более детального и тщательного осмотра «Мерседес» был припаркован под самым фонарем, однако сам хозяин, почему-то, старался под освещение не попадать и, по возможности, скрывал свое лицо. Это, конечно, могло бы навести на определенные подозрения, однако будущий автовладелец, окрыленный внезапно подвернувшимся шансом сэкономить солидную сумму наличности, не замечал вокруг себя ничего, кроме самого автомобиля. В итоге, после недолгих торгов, партнеры сошлись на заявленной продавцом сумме и по инициативе последнего тут же вызвали на место представителя частной организации, занимающейся переоформлением транспорта, который и составил договор купли-продажи. Причем составил без лишних расспросов, хотя в оформляемой им сделке далеко не все соответствовало букве закона. В частности, при проведении данной процедуры отсутствовал указанный в документах владелец, коим выступала некая неизвестная гражданка, ксерокопию паспорта которой предъявил продавец. А это уже являло собой серьезную юридическую оплошность, непозволительную для уважающего себя специалиста. Да и самого специалиста с трудом можно было бы к таковому отнести, потому как он даже не удосужился убедиться в подлинности предъявленного техпаспорта с отметками о снятии с учета в Госавтоинспекции, который на поверку оказался чистой воды … «липой».

Сие неприятное известие поступило к новому хозяину «Мерседеса» уже на следующий день, когда он пригнал четырехколесную обновку в ГАИ. Тамошние инспекторы очень быстро вычислили, что технический паспорт является хоть и высококлассной, но все же подделкой, а посему попросили клиента задержаться и немедля вызвали на станцию следственно-оперативную группу, попутно проверив по специализированным базам висевшие на седане транзитные номера. Как ни странно, они оказались достоверными, хотя числились и не за этим автомобилем. Равно как и номер кузова, указанный в техпаспорте, – он тоже соответствовал действительности, вот только значился «немец» с такими данными как нерастоможенный и пересекший литовско-белорусскую границу в январе 2013-го года по так называемому временному ввозу.

– Если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения нормы права, то спустя определенное время машина должна была покинуть нашу страну либо подлежала конфискации как контрабанда, – поясняет старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска Октябрьского РУВД Минска Геннадий Дорощенок. – Потому не удивительно, что покупателя это более чем расстроило, ведь он фактически оставался и без денег, и без дорогостоящего приобретения. Мало того, поддельный техпаспорт запросто мог обернуться для его нового обладателя возбуждением уголовного дела за подделку документов. Но мы видели, что человек, пытавшийся поставить «Мерседес» на учет, не только не похож на афериста, но и сам, вероятнее всего, стал жертвой чьей-то тщательно спланированной аферы.

Пытаясь найти хоть какие-нибудь зацепки, сыщики тщательно опросили задержанного инспекторами мужчину, однако ничего более-менее стоящего так и не узнали. Приметы продавца он не запомнил, ксерокопия паспорта, якобы, предыдущей владелицы проблемной иномарки, являлась обычной «филькиной грамотой» (фактически женщины с такими паспортными данными никогда не существовало в природе), а номер мобильного телефона, который был указан в объявлении, извечно находился вне зоны доступа. Но от встречи с милиционерами реализатора «серого» авто это не уберегло – спустя неделю таинственный незнакомец, в жизни оказавшийся 24-летним торговцем подержанными автомобилями и запчастями к ним, уже сидел в кабинете оперативников и излагал свою версию произошедшего. Так, согласно показаниям задержанного (к слову, до этого уже попадавшего в поле зрения правоохранительных органов за кражу), он зарабатывает тем, что покупает видавшие виды легковушки, приводит их в товарный вид и после продает с определенной накруткой к цене. В силу данного обстоятельства по газетам и в интернете подпольный автоделец регулярно высматривает подходящие к «обороту» иномарки, среди которых как-то наткнулся и на злосчастный «Мерседес». Двое парней, которые его продавали, оговорились, что «немец» прибыл в Беларусь не совсем легально. По данной причине самостоятельной эксплуатации он не подлежит и годится только на запчасти. Этим же объяснялась и откровенно заниженная стоимость, которая «гаражного» бизнесмена вполне устроила – даже если разобрать машину и реализовать по отдельным узлам да агрегатам, все равно есть шанс заполучить неплохой куш. Вот только маяться с «расчленением» транспортного средства новый хозяин не стал, а попросту продал его на пару тысяч долларов дешевле рыночного ценника, ввиду чего и попал на беседу к операм.

– Это не единичный случай, когда иномарки средней ценовой категории (до 10 тысяч долларов США), нелегально ввезенные в Беларусь из Литвы, а иногда – и Польши, наши особо «грамотные» соотечественники пытаются продать по поддельным документам, – рассуждает Геннадий Дорощенок. – Связано это в первую очередь с тем, что после вступления Беларуси в Таможенный союз и, как следствие, резкого увеличения стоимости растаможки транспорта, ввезенного в страны-участницы соглашения из вне, люди, которые в той же Литве или Польше жили за счет международного автобизнеса, либо стали нести огромные убытки, либо вообще остались без работы.  Вот и стали они искать другие варианты переправки через границу иномарок, приобретенных в государствах еврозоны для потенциальных клиентов из Беларуси, России или Казахстана. И такой вариант нашелся. По старым связям, которые остались у тех же литовцев или поляков еще со времен «копеечных» таможенных платежей, они связываются с мелкими белорусскими автодилерами и предлагают взять на реализацию автомобиль, официально поступивший в нашу республику по временному ввозу. Как только таковые находятся, тамошние «поставщики» подыскивают человека, готового перегнать «товар» через кордон. Обычно в качестве «гонщиков» выступают местные выпивохи или наркоманы, готовые за каких-то 100 евро хоть мать родную продать. Правда, поначалу наниматели проверяют наличие у них паспорта и водительского удостоверения, чтобы исключить неприятные эксцессы на погранпереходе.

Далее авто переоформляется на этого «наемника», который, якобы, на несколько дней или недель приезжает на нем в Беларусь, а фактически через несколько километров после границы передает иномарку ожидающему его белорусу. Затем на «серую» легковушку изготавливаются поддельные документы (техпаспорт с отметками о снятии с учета в ГАИ с указанием оригинального номера кузова), аналогичного происхождения транзитные номера (иногда «транзитники» попросту изымаются с других автомобилей) и «липовая» копия паспорта предыдущего владельца. После этого иномарка вместе со всей документацией передается по криминальному конвейеру людям, отвечающим за ее реализацию. Те выбрасывают объявление на второсортных автомобильных порталах с указанием номера мобильного телефона, подключенного на пару дней, и ждут своего любителя сэкономить, которых немало среди желающих обзавестись хорошей машиной по нереально низкой цене. Ну а после завершения «операции», сим-карта вместе с самим телефоном выбрасываются, примет продавцов, благодаря конспирации, потерпевшие указать не могут, на контрабандное авто накладывается арест, а покупатель, поддавшийся на «сладкое», остается у разбитого корыта.

Так произошло и в случае с «БМВ», по идентичной схеме ввезенным в Беларусь представительницей одного из литовских национальных меньшинств. Здесь машину за бесценок приобрел уроженец Баранович, который вскоре перепродал «бумера» своему земляку за 1000 долларов США, предупредив: «товар» не совсем законный и годиться только на запчасти. Однако новый хозяин совету не внял и через своего знакомого из деревни в пригороде Минска, промышлявшего перепродажей «бэушных» авто, постарался найти на него покупателя. Для этого приятели через интернет вышли на жителя Малориты (Брестская область, граница с Украиной), предлагавшего легковушку идентичной марки, пострадавшую в серьезном ДТП и не подлежащую восстановлению. Они тут же отправились в соседнюю область, выплатили продавцу необходимую сумму и, вырезав из искалеченного «БМВ» номера кузова, забрав документы и госномера, с помощью сварочного аппарата «переделали» контрабандного «немца» во вполне легального. Правда, это была лишь поверхностная «реинкарнация» – когда житель Ошмян, купивший «легализованную» иномарку за пять с половиной тысяч американских долларов, поехал ставить ее на учет, его постигла та же участь, что и водителя из Минска.

– Проблема среднестатистического белорусского покупателя автомобиля, как, наверное, и жителей других государств бывшего СССР – это извечная погоня за дешевизной, – подытоживает Геннадий Дорощенок. – При этом в стремлении сэкономить кругленькую сумму многие забывают известную пословицу о сыре в мышеловке: ведь не может более-менее пристойная иномарка стоить 5-6 тысяч долларов США, если ее реальная цена на рынке в разы дороже. А ведь именно на таких «экономистов» и рассчитаны появившиеся в последнее схемы контрабанды легковушек из приграничных стран Евросоюза в нашу страну, откуда, как вариант, они могут «уходить» и в Россию, и в Казахстан. Плюс к этому – ощущение «сорванного» джек-пота, когда потенциальный покупатель видит добротный товар, несопоставимый с нереально низкой ценой на него, и буквально «отключает» в себе инстинкт самосохранения: соглашается на встречу в откровенно странных местах, не видит ничего в том, что ее предлагают провести поздним вечером или даже ночью, не чувствует подвоха, когда продавец, почему-то, старательно прячет свое лицо и не особо рвется офишировать себя. Да и услуги коммерческих оформителей тоже представляют собой не что иное, как лотерею, – мало кто из них, в отличие от сотрудников государственных организаций, тщательно вникают в подлинность предъявленных документов. А те, кто, может, и хотел бы это сделать, не имеют достаточной квалификации. Да и о процедуре передачи денег за автомобиль необходимо задумываться только после проведения всех необходимых проверок, а не вручать их на радостях продавцу сразу. И еще одним существенным обстоятельством при выяснении истинных намерений продавца и подноготной автомобиля будет доставка транспортного средства на указанную покупателем СТО: если продавец откажется, то перед вами, скорее всего, мошенник.

Не исключено, что эти простые правила помогут кому-то избежать серьезных неприятностей и сберечь заработанные трудовым мозолем деньги, ведь, по информации оперативников, сейчас в Беларуси пребывает порядка сотни автомобилей, числящихся здесь по документам временного ввоза. Не исключено, что часть из них ждет летнего сезона, когда активируется внутренний авторынок, чтобы обрести своих счастливых обладателей. Хотя понятие счастья в данном конкретном случае весьма относительно: к примеру, за прошлый год только в Минске было выявлено несколько фактов приобретения местными жителями транспортных средств с поддельной документацией. Итог таких сделок для последних был не очень приятным…

Подготовил Андрей СОСОНКО

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий