Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

“Вы ушли с маршрута, и это нормально” – новый выставочный проект Музея Транспорта Москвы

“Вы ушли с маршрута, и это нормально”

8 ноября Музей Транспорта Москвы открыл свой новый выставочный проект, получивший название “Вы ушли с маршрута, и это нормально”.

“Вы ушли с маршрута, и это нормально”

Общий вид выставки

Пока будущее здание для размещения постоянной музейной экспозиции  (бывший гараж Константина Мельникова) еще находится на реставрации, местом проведения выставки стало общественное городское пространство “Хлебозавод”. А главными “действующими лицами” – восемь ретро автомобилей советского производства из коллекции столичного музея, изготовленные в разное время на нескольких предприятиях СССР для каких-то конкретных целей, но со временем нашедшие свое предназначение в других сферах.

Идея проведения выставки возникла летом, чуть позже появилась и концепция. Были собраны интересные факты и материалы, связанные с биографиями моделей-экспонатов.

“Экспозиция расскажет историю трансформации разных объектов через призму городской техники, связанной с историей “Хлебозавода”, который тоже отчасти менял свое изначальное предназначение”, – отметила директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

“Вы ушли с маршрута, и это нормально”

Открытие выставки


О “Хлебозаводе”

“Хлебозавод” – это общественное городское пространство в российской столице, где сейчас расположены кафе, магазины, офисы и где имеются места для проведения уличных выставок, вечеринок и др. культурных мероприятий.

Во времена НЭПа в 20-е годы прошлого века на этой территории изначально располагался хлебозавод, который работал по своему прямому назначению. Но со временем он обанкротился, и городские власти стали ему подыскивать иное назначение. Так, со временем на данной заброшенной территории появилась нынешняя локация, сохранившая историческое название “Хлебозавод”.


Место проведения выставки выбрали неслучайно  

“Здание нашего будущего музея вначале использовалось в другом качестве  – как гараж для грузовых автомобилей. Пространство “Хлебозавод” тоже стало использоваться по-новому.  Такие трансформации в истории “Хлебозавода” решили показать на примере нашей транспортной коллекции, ведь транспорт, даже крупногабаритный и городской, тоже часто обретает новую жизнь ”, – объяснила директор по внешним коммуникациям Музея Транспорта Москвы Дарья Хасанова.


“Главные герои” 

Еще одним символическим объединяющим звеном между Музеем Транспорта Москвы и общественным городским пространством “Хлебозавод” стал первый экспонат выставки – фургон-хлебовоз, созданный в 1938 году на базе легендарной “полуторки” ГАЗ-АА Горьковского автозавода. Трехсекционный кузов для размещения стандартных хлебных лотков изготовили на Московском кузовном заводе “Мосхлеб”,   где заменили угловатую газовскую  кабину и капот на стильные обтекаемые детали собственного производства.  Данный экземпляр эксплуатировался до 1960-го, а потом его установили на постамент перед автобазой №23 “Мосхлебтранс”. Но судьба оказалась благосклонной к грузовику. Спустя десять лет его сняли с пьедестала, отреставрировали и дали роль в кино – в знаменитом телесериале “Место встречи изменить нельзя”.  Этот кинопроект сделал автомобиль знаменитым.

“Вы ушли с маршрута, и это нормально”

Экспонаты выставки

“Вы ушли с маршрута, и это нормально”

Фургон-хлебовоз

Кстати, экземпляр ГАЗ-АА в базовой комплектации является еще одним участником выставочного мероприятия.

“Вы ушли с маршрута, и это нормально”

ГАЗ-АА

Выставочными объектами также стали автобус КАвЗ-651А, выпускавшийся в Кургане и прошедший путь от перевозчика сельских жителей до корпоративного транспорта с хлебным прицепом, и полноприводные  грузовик ГАЗ-63 и внедорожник ГАЗ-67Б производства Горьковского автозавода, изначально созданные для армии, а потом нашедшие применение соответственно на почтовой службе, затем в качестве автотранспорта председателей колхозов и в милиции.

“Вы ушли с маршрута, и это нормально”

Автобус КАвзЗ-651А

“Вы ушли с маршрута, и это нормально”

Внедорожник ГАЗ-67Б

“Вы ушли с маршрута, и это нормально”

Грузовик ГАЗ-63

Республику Беларусь представляет самосвал МАЗ-205,  изготовленный на Минском автозаводе. С конца 40-х годов XX века “в годы молодости” такие МАЗы являлись непременными участниками всех масштабных строек Советского Союза. А после выработки своих ресурсов многие из них стали трудиться на подсобных работах на крупных предприятиях, не выезжая за ворота, или в качестве автотехпомощи для буксировки неисправной техники к месту ремонта.

“Вы ушли с маршрута, и это нормально”

Самосвал МАЗ-205

Одним из самых известных автозаводов в стране советов был “РАФ” (Рижская автомобильная фабрика), начинавший путь от экспериментальных моделей на автошасси ГАЗ-51 и завершившая работу выпуском популярных микроавтобусов собственной конструкции.  О продукции рижан напоминает их модель РАФ-976, также представленная на выставке.

“Вы ушли с маршрута, и это нормально”

РАФ-976

На протяжении нескольких десятилетий постоянным участником всех уборочных кампаний являлся автосамосвал ГАЗ-93Б. Его изготавливали в Саранске вначале на механическом заводе, потом переименованном в автозавод. А предыстория будущей модели начиналась на Одесском автосборочном заводе.

“Вы ушли с маршрута, и это нормально”

Слева модель ГАЗ-93Б


Светофор середины прошлого века 

Помимо автотехники фонды музея постоянно пополняются уникальными артефактами. Один из них демонстрируется в нынешней экспозиции. Это светофор “стойте – идите”, стоявший на одной из улиц Москвы в середине прошлого столетия.

“Вы ушли с маршрута, и это нормально”

Светофор


Арт-объект “Снегоед” 

Несомненно, посетители выставки “Вы ушли с маршрута, и это нормально” обратят внимание на арт-объект “Снегоед” – машину-кабину, установленную на лыжах, созданную московским уличным художником Матвеем Шапиро.

“Вы ушли с маршрута, и это нормально”

“Снегоед”

“В 2021 году мне хотелось сделать деревянную машину- кабину и прокатиться по ней по Москве, но так и не нашел возможность реализовать задуманное, – рассказал Матвей Шапиро.

Для создания уникального дизайна транспортного средства использовались найденные доски, лыжи, фанера, фрагменты клюшки, ящиков, оконная рама,  фрагмент от найденных штанов сварщика, акрил, кофе, стопорный башмак. Так бытовые предметы обрели новое предназначение и транспортную идентичность.  По мнению создателя, его  транспортное средство вполне может иметь ходовые свойства.

В качестве элементов экспозиционного дизайна и инсталляций выступают объекты городской среды, нашедшие предназначение в иных сферах жизни.

P.S. Новый выставочный проект Музея Транспорта Москвы завершит свою работу 28 ноября, после чего все экспонаты вернутся в музей.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото Сергея Лукьянова

Автор выражает благодарность
директору по внешним коммуникациям Музея Транспорта Москвы
Дарье Хасановой за предоставленные материалы.

Добавить комментарий

0
Вот это цифра