В конце осени нынешнего года советскому автопрому исполнилось бы 90 лет. 7 ноября 1924 года в Москве на пролетарской демонстрации, проходившей на Красной площади, были показаны первые десять грузовиков АМО-Ф-15, собранные в СССР. С них и началась история автомобильной промышленности нашего общего государства.
Не знаю, станут ли отмечать данный юбилей в Беларуси на официальном уровне, а вот отечественные коллекционеры масштабных автомобилей уже организовали свое мероприятие, приуроченное к этой дате. 23 сентября в филиале Национального исторического музея Республики Беларусь: “Доме-музее I съезда РСДРП” открылась выставка машин, уменьшенных в 43 раза по сравнению с оригиналами. На ней представлено более двухсот минимоделей – точных копий легковых и грузовых машин, спецавтотехники и других автотранспортных средств, выпускавшихся в СССР в разное время. Увы, но многие оригиналы не сохранились до нынешнего времени. И увидеть автотехнику можно только в таком виде.
Большинство экспонатов изготовлено руками отечественных мастеров. Посетители имеют уникальную возможность увидеть модели российских ЗИЛов и “Москвичей”, ГАЗов и ПАЗов, украинских ЛАЗов и КрАЗов, латышских РАФов и продукцию других автопредприятий некогда одной большой страны. Все они разместились на четырех стендах и на двух витринах. Каждая из миниэкспозиций посвящена определенной тематике. Минчанам и гостям белорусской столицы будет интересно увидеть собранные вместе пожарную, аварийно-спасательную и военную технику, коммунальные автомобили и транспортные средства другого назначения.
Широко представлен городской транспорт. В этом разделе собраны различные модели не только автобусов и троллейбусов отечественного производства, но и очень популярных и любимых в СССР венгерских Ikarus.
Для любителей автомобильной истории будут интересны масштабные копии автомобилей, предназначавшихся для перевозки высших руководителей СССР.
Среди представленных экспонатов есть и уменьшенные копии белорусских грузовиков – МАЗ, БелАЗ и МЗКТ. Особый интерес вызывает точная копия грузовика МАЗ-516, снимавшегося в популярном советском фильме “Мировой парень”.
Представлен и еще один “киноактер” – автобус Ikarus-250 из кинофильма “Водитель автобуса”.
Общую экспозицию дополняют фотографии различных советских машин, а также обложки и статьи из разных номеров популярного в СССР журнала “За рулем”.
Выставка миниатюрных машин уже проводилась в данном музее несколько лет назад. Но по своей масштабности и разнообразию представленных моделей она уступает нынешней.
В советское время коллекционирование масштабных копий автомобилей было одним из наиболее популярных увлечений. В Минске действовал клуб, где встречались коллекционеры данного направления. Потом он распался, а несколько лет назад его вновь возродили.
“Этой выставкой мы хотим показать, насколько интересно и полезно коллекционирование масштабных моделей автомобилей. И хотим привлечь в наши ряды новых людей, особенно молодежь”, – сказал один из организаторов мероприятия – руководителей столичного клуба коллекционеров – В.Покровский.
Планируется, что данная выставка будет работать почти до середины декабря.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора