16 июля в центре экологического туризма “Станьково” уже во второй раз прошла выставка-ралли “Залатая Мiля 2022”.
“Мы хотели объединить не только 2-х колесную, но и 4-х колесную технику. И в прошлом году впервые провели подобное мероприятие”, – рассказал один из организаторов встречи Олег Гапанович.
По подсчетам организаторов, братьев Олега и Виталия Гапановичей, на мероприятии собрались порядка 80 ретро автомобилей и 20 ретро мотоциклов. Они расположились на открытой площадке и стали экспонатами большой совместной выставки, которая открылась в 10 часов утра. Здесь были представлены модели советского производства, продукция автопромов ГДР и ФРГ, США и др.стран, а также мотоциклы различных производителей. Посмотреть на эти авто и мотораритеты пришли несколько сотен человек.
Автомобили
Старейшими экземплярами ретрофеста оказались Chevrolet 1930 г.в. и Ford Model А, выпущенный в 1931 году в США.
Для участия в данном мероприятии приехали минчанине братья Сергей и Алексей Мухлаевы. Любовь к автомобилям у них с детства. В разное время у них семейными средствами передвижения были “Москвич” М-408 и “Волга” ГАЗ-21. Поэтому, спустя много лет, когда появилась возможность, братья решили приобрести такие же, теперь уже ретро модели и поставить их на ход.
Вначале приобрели “Москвич” М-408Э в экспортном исполнении с четырьмя фарами 1968 г.в. и восстановили его. Для этого полностью переварили и перекрасили технику, привели в рабочее состояние ее двигатель и коробку передач. А еще перешили старый салон. На возвращение к жизни “железного коня” ушло 9 месяцев.
Потом появилась 55-летняя “Волга” ГАЗ-21, сохранившаяся в хорошем состоянии. Ей сделали минимальную переварку кузова и поставили в нем одну заплатку. Не было проблем и с двигателем. Заказали новые дверные карты в России, а потом установили на место прежних. Автомобиль также перекрасили.
Основной объем работ выполняли профессиональные мастера. Алексей находился в постоянном контакте с ними и занимался поиском и подбором запчастей.
“По запчастям никаких проблем не было, их можно найти. Есть сложности с поиском оригинальной резины тех лет и хромированных частей”, – сказал Сергей Мухлаев.
Спустя восемь месяцев “Волжанка” предстала в обновленном виде. А в 2021-м, совершив автопутешествие из Москвы в Нижний Новгород, в честь 65-летия с начала выпуска моделей “Волга”, удостоилась чести проехать вдоль заводского, родного для нее конвейера (Горьковского), а сейчас Нижегородского автозавода.
На ГАЗ-21 со стартовым номером 4 Сергей Мухлаев отправился на трассу ралли вместе со штурманом Вадимом Покровским. На “Москвиче” позицией раньше стартовали Алексей Мухлаев и его старший сын. Среди спортсменов оказались и мастера-реставраторы Денис Важник и Александр Архипов, которые отреставрировали оба автораритета.
В нынешнем фестивале вместе с белорусскими авто и мотолюбителями приняли участие россияне.
Москвич Валерий Фасгиев принял участие в ралли на Alfa Romeo Spider 1991 г.в. Раньше состояние автотехники было далеко не идеальное, не работал мотор. Чтобы поставить машину на ход пришлось восстановить ее двигатель и перебрать коробку передач. “Техническую часть автомобиля мы привели в порядок, теперь предстоит заняться внешним видом. Она очень хорошая в плане вождения и вызывает позитивное настроение ”, – объяснил автовладелец.
Модель находится не в оригинальном состоянии. У нее перешиты салон и карты дверей. В будущем Валерий планирует сделать ее полностью оригинальной.
Житель Смоленска Андрей Юденич является обладателем редкой модификации Volkswagen Beetle 1302 1972 г.в., специально изготовленной для США. Заокеанская отличается от хорошо известной европейской своей подвеской, капотом, конфигурацией поворотников и целого ряда других деталей.
Нынешний хозяин нашел данный экземпляр по объявлению в Краснодаре. Он находился в плохом состоянии, и новому владельцу пришлось заняться восстановлением своего автораритета. Его полностью разобрали, устранили дефекты, собрали и заново покрасили. Некоторые оригинальные запчасти из-за невозможности восстановления пришлось заменить на аналогичные, купленные россиянином во время поездок в Германию и Турцию. А еще ряд деталей были приобретены у российских коллег-автолюбителей.
Шесть лет назад, благодаря усилиям своего хозяина, автомобиль получил “новую жизнь”, и начались регулярные поездки семьи Юденичей на своем “железном друге” по разным странам и выставкам. Вместе с женой Андрей ежегодно проезжает порядка десяти тысяч километров.
“Для таких поездок у нас имеется все необходимое: стол, стулья и палатка, открывающаяся в течение трех минут”, – подчеркнул Андрей Юревич.
Самым длительным по протяженности стал автопробег в Европу через Польшу и Германию, составивший порядка 3,5 тыс. км. Volkswagen Beetle 1302 имеет много престижных наград, в том числе и за уровень реставрации в Кракове в 2019 году.
Мотоциклы
Среди любителей мотоциклов стоит выделить минчанина Александра Зайца, для которого восстановление ретро мототехники является хобби.
“Беру мотоцикл, восстанавливаю его, а потом оставляю себе”, – рассказал мотореставратор.
На нынешнюю “Залатую Мiлю” Александр привез два экземпляра из своей коллекции – два “Урала”. Первый, “Урал” ИМЗ 8.903-10, выпущен в 1991 году. Раньше он эксплуатировался в гомельском ГАИ. Потом стал среством передвижения в семье его друга, отец которого раньше ездил на этой трехколесной машине. Правда, пришлось перекрасить мототранспорт в зеленый цвет.
Новому владельцу мототехника досталась в хорошем состоянии, он только сделал кометический ремонт, переспицевал колеса и вернул родную желтую окраску.
А вот со вторым, более “пожилым” “Уралом М63”, выпущенным в 1967 году, пришлось серьезно поработать. Минчанин провел полную реставрацию. Разбиралось буквально все. Теперь “россиянин” находится полностью в родной комплектации. На нем установлены оригинальные детали, крепеж и пр. Мастер-реставратор вернул трехколеснику его заводской цвет. На весь процесс ушел год.
“Когда давал “жизнь” мотоциклу, которому больше пятидесяти лет, двадцать из которых он простоял, испытывал настоящий кайф”, – отметил Александр Заяц.
P.S. Выставка раритетной мотоциклетной и автомобильной техники проходила в течение всего дня и завершилась в 17 часов. За это время прошло ралли/квест по Дзержинскому району, состоялись различные конкурсы, в том числе ретромоды, и выбор лучших моделей техники в различных номинациях.
Ведущим ретрофеста стал известный белорусский тележурналист Павел Кореневский. Среди посетителей выставки-ралли “Залатая Мiля 2022” присутствовал руководитель ретро автоклуба “АИ-93” Егор Ермалицкий. В следующем году он планирует стать участником подобного мероприятия.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора