У ретро автодвижения в нашей стране открылось новое дыхание. Все чаще стали приглашать такие автомобили для участия в различных мероприятиях. Вот и на финале Кубка #ADTGymkhana по автомобильной джимхане, проводимом газетой “Автодайджест”, возле главной проходной Минского тракторного завода 10 сентября в рамках празднования 955-летия белорусской столицы участвовали около двадцати таких автораритетов. Они расположились на открытой площадке отдельной экспозицией, недалеко от места самого состязания, и сразу привлекли большое внимание собравшихся зрителей.
ГАЗ-12 “ЗИМ” Григория Дудницкого
Одним из самым возрастных ретро автомобилей, представленных на автовыставке, оказался ГАЗ-12 “ЗИМ” 1953 года выпуска, принадлежащий семье Дудницких из Минска. В нашей стране сохранилось немного экземпляров такой модели Горьковского автозавода. Можно сказать, что она семейная реликвия. Изначально машина эксплуатировалась в лечкомиссии (сейчас Республиканский клинический медицинский центр). После списания автомобиля, а точнее, того, что от него осталось, его приобрел дед нынешнего владельца Григория Дудницкого. Вторым хозяином стал отец, который, в свою очередь, и передал автотехнику сыну.
“Теперь благодаря усилиям моего отца уникальный экземпляр на 80% находится в оригинальной комплектации”, – рассказал Григорий Дудницкий.
Именно отец занялся поиском недостаюших комплектующих и привел 69-летнего “автоветерана” в его нынешнее состояние.
На сегодняшний день неродными остались сидения, частично переделана электрика и отсутствуют некоторые мелкие детали.
“Больших реставрационных работ я не планирую, и моя главная задача сохранить машину в ее нынешнем состоянии”, – отметил минский автолюбитель.
Григорий бережет своего “железного друга” и не часто отправляется на нем на разные мероприятия и в поездки.
Ford Capri Дмитрия Дюсонова
На тридцать лет позже, чем советский “ЗИМ”, в Кельне на местном автозаводе был изготовлен легковой автомобиль Ford Capri, ныне принадлежащий еще одному минчанину Дмитрию Дюсонову.
“Мне нравятся классические купейные автомобили. Из европейских Ford Capri – самый оптимальный вариант”, – объяснил Дмитрий Дюсонов.
Однажды, увидев такую модель в Минске, автолюбитель решил приобрести ее экземпляр. На поиски ушел год, в течение которого минчанин подал несколько объявлений на радио и в газету о покупке. Ответили двое владельцев – один из Столбцов, другой из Дзержинска. В 2001 году Дмитрий Александрович выкупил обе машины и привез в столицу. Одна была без стекол, а вторая хоть и со стеклами, но с “мертвым” мотором. Первая оказалась в лучшем состоянии, и новый владелец еще год успел на ней поездить, пока двигатель не вышел из строя. После поломки автомобиля минчанин приступил к его переделке. Сначала он перешил крылья, долепил обрезанную “морду”, установил электростекла и провел другие изменения. При этом другое прибретение использовалось в качестве “донора”. Использовались комплектующие и от специальной спортивной версии Capri – “RS”: пороги, задние решетки и др.
Новый облик приобрел и салон. Сотрудники одной из специализированных фирм перетянули его кожей и кожзаменителем. Владелец оснастил передние сидения четырехточечными ремнями безопасности, установил руль от спецверсии и перетянул кожей. Что касается приборной панели, то она осталась заводской, только черные шкалы приборов поменялись на белые.
Диски марки Wolf Race, а резина – Firestone заказывалась в Британии.
“Я полностью откапиталил двигатель, заменил карбюратор на инжектор. Блок и все остальное остались родные”, – уточнил Дмитрий Дюсонов.
Изначально автомобиль имел серебристый цвет. Минчанину он достался уже красным. Поэтому после восстановления при покраске Дмитрий Дюсонов решил оставить такую окраску.
Из-за отсутствия либо в связи с задержкой доставки всех необходимых запчастей процесс восстановления затянулся на пять лет.
В 2007-м обновленный “представитель” европейского автопрома совершил свой первый выезд.
На сегодняшний день Ford Capri почти на 85% находится в оригинальной комплектации.
В 2008-м Дмитрий Александрович со своим автомобилем принял участие в первом ретро мероприятии. С этого времени он является также членом общественного объединения “АвтоАмерика”.
“Волга” ГАЗ-21 Антона Шепета
Антон Шепет приехал на выставку на “Волге” ГАЗ-21 1960 г.в. из Молодечно. С детства молодечненец мечтал купить такой автомобиль.
“У моего соседа был такой автомобиль коричневого цвета. Мне очень нравилось, что рычаг переключения передач находился на руле”, – рассказал Антон Шепет.
В 2018 году мечта осуществилась. Антон Викентьевич купил долгожданный автомобиль. Данный экземпляр привез из Казахстана бывший военнослужащий. Первый владелец автомобиля умер и “Волжанку” продавала его дочь. Автотехника имела плохой внешний вид. Два года ушло на разборку, реставрацию, поиск деталей и сборку машины. За некоторыми деталями пришлось специально съездить в Каунас.
Был примят порог и Антону пришлось его выравнивать. Некоторые хромированные элементы конструкции приходилось полировать. Подравнивались все зазоры между элементами конструкции и подгонялись петли. Наждачкой были почищены родные диски и покрашены. На них установлены хромированные оригинальные колпаки. Сохранилась заводская резина с микротрещинами, выпущенная в 60-е годы прошлого века.
Перетяжку салона произвел портной Сергей Парфинович.
Несмотря на возраст, штатный двигатель находился в рабочем состоянии. У него имелась небольшая коррозия.
“Я снял головку двигателя, все проверил и поменял старую прокладку и поставил на место”, – отметил автолюбитель.
Оригинальная комплектность модели составляет 99%. Неродными остаются ткани на сидениях, часть панели и обновленное лакокрасочное покрытие. Покраской занимался профессиональный маляр Андрей Чевпило.
Зимой 2020-го автотехника впервые покинула гараж и проехала по городу. Теперь ретро автотранспорт является машиной выходного дня, и владелец старается беречь своего “железного друга”.
В ближайших планах у жителя Молодечно произвести небольшие доработки в автотехнике и убрать имеющихся в ней паучков.
P.S. Выставка ретро автотехники вызвала большой интерес. Во время ее проведения посетители выбирали лучший, по их мнению, автомобиль. Победителем стал Ford Capri Дмитрия Дюсонова.
Желающие могли не только осмотреть ретро автомобили и сфотографироваться рядом с ними, но и посидеть в них.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора, С.Мухлаева и Дмитрия Дюсонова