В минувшую субботу 13 июля в формате “музей на один день” в Минске, в Верхнем городе прошла выставка ретро мотоциклов “Большой юбилейный год”.
13 июля в белорусской столице отмечался День Дружбы Италия-Беларусь. Одним из мероприятий этого праздника стала выставка ретро мотоциклов “Большой юбилейный год”. Она также явилась главным событием VII Международного фестиваля ретро мототехники “Кола Часу”, проводимого одновременно с известной итальянской гонкой на мотораритетах “Milano-Taranto”. Поддержку организаторам мотофеста оказало посольство этого государства на Апеннинах в нашей стране и несколько отечественных организаций, выступивших в качестве спонсоров. В гости к белорусам приехали мотолюбители из России, Латвии и Литвы. Ожидались еще представители Чехии, но по непонятным причинам они не появились.

“В общей сложности, на выставке представлено более сотни единиц мототехники. Очень обрадовали белорусы, представившие свои машины, отреставрированные на высоком европейском уровне”, – отметил член организационного комитета Олег Гапанович.

110-ЛЕТИЕ “GILERA”
Основным поводом для проведения праздничного события послужило 110-летие старейшей итальянской мотоциклетной фирмы “Gilera”. К счастью, в Беларуси имеется единственный представитель этой марки – модель “5V Arcore”, выпущенный в 1976 году.

В 2017 г. его случайно обнаружил в потрепанном состоянии в одном из сараев минский реставратор Александр Райков во время командировки в Италию. Александр работает в мастерской, которая уже на протяжении пяти лет занимается ремонтом раритетной авто и мото техники. Данный экземпляр привезли в Минск и восстановили за два месяца специально к нынешнему выставочному проекту.
“Мотоцикл долго простоял у нас, пока мы занимались ремонтом других мототранспортных средств. А тут появился повод, и мы вернули к жизни “итальянца”, – объяснил Александр Райков.
Кстати, мотомастер с коллегами буквально накануне проведения “Большого юбилейного года” привели в надлежащее состояние изделие другого итальянского мотопроизводителя – Moto Morini “Briscola” 1956 г.в.

История этого мотоветерана оказалась более печальной. Его выловили в море. У него не сохранилось ни одной целой запчасти, и он оказался весь ржавый и в дырах. Но соленая вода сделала и доброе дело. Мотор оказался цел. Утопленника привезли в Беларусь и отремонтировали. Что-то из запчастей нашли, что-то пришлось вытачивать заново. Сейчас возрожденный экспонат принадлежит известному предпринимателю Олегу Казаку.

На выставке состоялась премьера и французского Koehler Escoffier “KS 3 GD”, восстановленного теми же специалистами, что и первые две машины.

90-ЛЕТИЕ “JAWA”
90-летие в нынешнем году отмечает популярная в мире чешская “Jawa”. На ее родине больших торжеств не предвидится, поэтому эту дату решили отметить в Республике Беларусь. Неудивительно, что основу всей экспозиции составили именно “чехи” различных модификаций с колясками и без. Чтобы отпраздновать этот юбилей, к нам прибыли участники из российских и прибалтийских Jawa клубов.

Пожалуй, самый редкий экземпляр, созданный тогда еще в Чехословакии, впервые после реставрации привез гомельчанин Александр Шанкин. Свою Jawa Villiers-175, собранную в 1935 году, он обнаружил случайно и выкупил у прежнего хозяина. Привез домой и вернул к жизни. Основные сложности были связаны с ремонтом двигателя. Сейчас на 90 процентов модель соответствует родной комплектации.

Для жителя Калужской области Александра Файкова поездка в белорусскую столицу стала самой длительной в жизни его Jawa 638 1992 г.в. после восстановления. Своего железного друга. россиянин приобрел три года назад в Самаре и в течение полутора лет привел его в надлежащий вид.

А вот для санкт-петербуржца Олега Пули совершение продолжительных мотопутешествий является привычным делом. После покупки в 2013 году Jawa 350 он уже посетил вначале Геленджик, потом последовательно Эльбрус, Сочи, Крым и Алтай. Теперь прикатил к нам.

После аварии, в которой пострадал мототранспорт, владелец внес в его конструкцию некоторые изменения и небольшие доработки. Вместо квадратной фары появилась круглая, было установлено ветровое стекло и пр. Внешне мотоцикл остался прежним, но поменялась передняя часть.

Любит свою Jawa 638 1987 г.в.с коляской Velorex 700 минчанин Валерий Сайчик. Он покрасил мототранспортное средство и заменил лобовое стекло в коляске. Пришлось приложить усилия и для привидения в рабочие состояние некоторых деталей. В настоящее время мототранспорт находится на ходу и принимает участие во многих мероприятиях.

И ДРУГИЕ ЮБИЛЕИ
В нынешнем году 100-летие отмечает еще один чешский мотопроизводитель – “Cezet”. Компанию-юбиляра представляли несколько экземпляров CZ-350.

Должен был принимать участие в мотофесте немецкий мотоцикл DKW RT 125. Эта модель отмечает 80-летие с начала выпуска. К сожалению, мотораритет не успели полностью подготовить к нынешнему празднику. Но присутствовал его белорусский потомок – М1М “Минск”. Он находился в фотозоне, и любой желающий мог с ним сфотографироваться.

На VII Международном фестивале ретро мототехники “Кола Часу” присутствовала продукция и других советских и зарубежных фирм и компаний.



Большой интерес вызвал отреставрированный в мастерской известного кастомайзера Юрия Шифа английский мотоцикл Ariel Red Hunter.

P.s. “Выставка, как мне кажется, удалась. Спасибо участникам, спасибо зрителям и погоде”, – подвел итоги мотофеста член оргкомитета Олег Гапанович.

После завершения “Большого юбилейного года” все его участники направились на АЗС РУП “Белорусьнефть-Минскавтозаправка”, где состоялось награждение победителей в номинации “The Best of Show”.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора