В минувшую пятницу в Республике Беларусь торжественно отметили юбилей Минского автозавода.

В истории отечественного автопрома произошло важное событие – юбилей Минского автозавода. 9 августа первенцу белорусского автомобилестроения исполнилось семьдесят пять лет. По случаю праздника был объявлен выходной день.
На празднование Дня рождения пригласили многочисленных гостей из ближнего и дальнего зарубежья – представителей организаций – поставщиков комплектующих для автомобилей белорусской марки и потребителей продукции, выпускаемой на столичном предприятии, журналистов, бывших руководителей разных рангов и ветеранов автозавода.



Пришли и нынешние работники автомобильного завода со своими семьями.

Основные торжества проходили возле Дома культуры ОАО “МАЗ”.
АВТОВЫСТАВКА
Большой интерес вызвала выставка современных моделей автотехники, выпускаемой на заводе в Минске. К сожалению, из-за ограниченных площадей машин было немного. Некоторые из них уже хорошо знакомы эксплуатационникам, другие появились совсем недавно. На открытой площадке возле ДК демонстрировались седельные тягачи: полноприводный 3-осный МАЗ-643228 и МАЗ-5440М9 (4х2), оснащенные двигателями соответственно 430-сильным WP 12 430E50 китайского производства и 476-сильным немецким Mercedes-Benz OM471 Euro-6.


Они имеют нагрузку на седло 21 и 10,3 т. Рядом с ними располагались самосвал МАЗ-6502С9 (6×6), оснащенный кузовом объемом 12,5 м³ и ярославским “сердцем” ЯМЗ-653.10 Euro-5 мощностью 420 л.с. и автомобиль Купава 478800, базой для которого послужил среднетоннажный МАЗ-4371N2 с мотором ММЗ Д-245.35Е5 Минского моторного завода в 170 “лошадок”.


Обратили внимание присутствовавшие на празднике и на 25-тонный 3-осный автосамосвал МАЗ-65012J со сниженной снаряженной массой с боковой разгрузкой, предназначенный для перевозки 12,7 т зерна. Его изготовили по заказу россиян. Сердцем грузовика является 400-сильный дизель WP10H400E50 из КНР.

“Мы очень быстро взялись за работу. За два месяца проработали и в течение месяца изготовил “живой экземпляр”, – отметил заместитель главного конструктора по грузовой технике ОАО “МАЗ” Николай Лакотко.
Сейчас модель проходит процесс испытаний.
Экспозицию дополнял участник многих Международных спортивных соревнований МАЗ-5309RR.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ АВТОБУСА МАЗ 303
На праздничном мероприятии состоялась презентация первого представителя третьего поколения автобусов 2-осного городского перевозчика МАЗ 303, номинальной вместимостью от 95 до 110 человек.

“Мы остановились на этом 12-метровом автобусе, потому что на сегодняшний день такие модели являются самыми продаваемыми в мире”, – объяснил выбор такой машины директор Центра перспективных разработок Александр Хох.
По сравнению со своим “коллегой” из предыдущего поколения данный экземпляр серьезно обновлен. У него появился усиленный каркас, другая агрегатная база, переработанный эргономичный салон и др. Среди достоинств новинки – большее количество мест, расположенных на низком полу, возможность замены поврежденных панелей по отдельности, широкие проходы для пассажиров внутри автотехники, удобные поручни, дизайнерский диван и пр.

“Автобус должен быть красивым, модным и иметь определенные опции для пассажиров”, – рассказал начальник отдела компоновки автобусов и ведущий разработчик МАЗ 303 Иван Войтешонок.

Технические требования на 303-й появились приблизительно два года назад. Столько же времени ушло на изготовление данного образца. Основные сложности были связаны с изготовлением его каркаса. Примерно еще год уйдет на завершение испытаний и освоения производства.
На выставке автотранспортное средство предстало в варианте с германским двигателем OM 936 LA Euro-6 мощностью 299 “лошадок” для потребителей из дальнего зарубежья. Уже начались работы по созданию модификации с мотором стандарта Euro-5 для заказчиков из стран СНГ и нашей страны, а также электробуса.
АВТОРЕТРО
Категорию авторетро представлял один экземпляр – спортивный титулованный грузовик команды “МАЗ-Яровит ” по трак-триалу МАЗ-531639. Выступавшие на нем Виктор Московских и Андрей Рудницкий стали двукратными чемпионами Европы.

МОДЕЛЬ В ПОДАРОК
На юбилейном торжестве состоялось еще одно событие. Известные белорусские мастера по изготовлению копийных моделей машин Александр Вовк и Александр Якубовский подарили команде “МАЗ-СПОРТавто” первый экземпляр изготовленного ими в масштабе 1:43 капотника МАЗ-6440RR.



“Мы сразу решили наш первый минигрузовик вручить заводским спортсменам, потому что они нам очень помогали при его создании, предоставляя нам всю необходимую информацию”, – сказал Александр Вовк.
Кстати, сами спортсмены пользовались популярностью. Они постоянно раздавали автографы и фотографировались с заводчанами.

СИЛОВОЕ ШОУ
Одним из самых запоминающихся зрелищ стало установление белорусским силачом Дмитрием Белайцем мирового рекорда. Он должен был сдвинуть с места 15 трехосных тягачей МАЗ-643028 общим весом 157,5 тонн, выстроенных единой колонной. Но вначале зрители, собравшиеся возле центральной проходной автозавода, увидели только 14 таких машин.


На пятнадцатом, размахивая флагом Республики Беларусь, выехал главный герой.

Автомобиль быстро установили спереди, и отечественный стронгмен приступил к подготовке.


Спустя несколько минут началось шоу. Не сразу, а со второй попытки богатырь сдвинул машины с места.

Он преодолел расстояние 7,2 метра. На это ему понадобилось чуть более минуты. Это достижение зафиксировали и подтвердили представители Международной федерации регистрации мировых рекордов.

Сейчас Дмитрий Белайц работает в Сибири и с гордостью сообщил, что в этом регионе МАЗы“ ничем не уступают любым другим зарубежным аналогам и конкурентноспособны на рынке”. А еще рекордсмен сказал, что “у белорусов есть возможность гордиться прошлым, настоящим и с перспективой смотреть в будущее”. Свою победу он посвятил 75-летию ОАО “МАЗ”, братским российскому и белорусскому народам.
КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА
Весьма насыщенной была и культурная программа. Ее открыл оркестр военной Академии.

Зрители увидели выступления творческих коллективов и приглашенных артистов. Среди которых был Иван Вабищевич с группой “Дядя Ваня и племянники” и др.


Свое мастерство продемонстрировали участники силового экстрима.

Встречала гостей и живая скульптура водителя.

P.s. Завершилось празднование юбилея поздно вечером праздничным салютом.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и А.Вовка