Увы, но это событие в истории отечественного автоспорта праздноваться не будет. Сегодня отмечается юбилей Первого Открытого Кубка Беларуси по трак-триалу.
Ровно двадцать лет назад, вечером, в пятницу 1 октября минчане и гости белорусской столицы впервые увидели участников этого, тогда еще экзотического для нас, Международного соревнования (преодоление различных препятствий на грузовиках).
Предыстория будущих соревнований
Главным инициатором и организатором будущих соревнований по трак-триалу выступил Андрей Бирюков, возглавлявший тогда ЗАО “Яровит”. Компания являлась дилером Минского автозавода и занималась продажами грузовиков марки МАЗ. Для популяризации белорусской техники и проверки ее надежности в боевых условиях Андрей Михайлович договорился с россиянами, и начиная с 1996 года, автозаводцы несколько лет подряд посещали некогда закрытый военный полигон в Бронницах, где ездили по специально построенной трассе. Здесь проводился Открытый Кубок России по трак-триалу. Водители отдела дорожных испытаний будущего ОАО “МАЗ” и их механики не только сами оттачивали свое профессиональное мастерство, но и проверяли возможности белорусских полноприводных машин МАЗ-6317 с колесной формулой 6х6.

Еще одним испытанием для автотехники, сделанной в столице Республики Беларусь, послужило участие в “Мастер-ралли”, проходившем в 1997 году по маршруту от Байконура до Москвы. Оно завершилось в начале сентября в Москве. Белорусы даже смогли победить в своей категории в рамках данного состязания в Первом Открытом Чемпионате России и получить специальный приз организаторов “За мужество и взаимовыручку”.


Кстати, автомобили МАЗ использовались также в качестве эвакуаторов и бензовозов.

Помощь при подготовке автотранспорта к данному ралли-рейду оказал Александр Синкевич. В 80-е годы он возглавлял команду Минского автомобильного завода по кольцевым гонкам. А в 90-е работал на совместном белорусско-германском предприятии, где изготавливали специальные модели для европейского автоспорта.
Первый совместный проект Андрея Бирюкова и Александра Синкевича оказался успешным, поэтому, когда руководитель ЗАО “Яровит” решил заняться развитием трак-триала в нашей республике, он пригласил в помощники проверенного партнера.
Подготовка к первому соревнованию в Республике Беларусь
Вначале Андрей Бирюков планировал участие МАЗов в ралли-рейдах, в том числе и “Париж-Дакар”. И обратился за советом к Александру Синкевичу.
“Но я объяснил Андрею Михайловичу, что у нас нет опыта, нет команды и людей, способных воплотить в жизнь его идею, да и в финансовом плане это было бы очень накладно”, – рассказал, вспоминая эту историю, Александр Синкевич.
В качестве альтернативы и как промежуточный вариант выбрали популярный в Европе трак-триал. В феврале 1999 года автозаводцы в очередной раз отправились на соревнования в Подмосковье на полигон в Бронницы , где проходил этап Открытого Кубка России по трак-триалу.


В составе белорусского десанта находились водители отдела дорожных испытаний Петр Орсик и Сергей Крук со штурманами Юрием Джанашией и Дмитрием Книгой и серийные автомобили МАЗ-6317. Вместе с ними в командировку в соседнюю страну отправился Александр Синкевич, чтобы ознакомиться с организацией таких гонок и использовать полученную информацию и знания для проведения подобных “сражений” в Беларуси.

В мае Минский автозавод и ЗАО “Яровит создали совместную команду ”МАЗ-Яровит”, в задачи которой, кроме спортивной, входила и комерческая – совершенствование конструкции автотехники марки “МАЗ”.
“С проходимостью у белорусских грузовиков было все в порядке, а вот с маневрированием в ограниченном пространстве возникали проблемы. И требовалось устранить этот недостаток”, -отметил Александр Синкевич.
Первым соревнованием уже в официальном статусе для белорусских спортсменов стал выезд на первый этап Евротриала в начале июня в австрийский город Мидерс. В состав экипажа вошли Петр Орсик и Дмитрий Книга. Ехали своим ходом на обычных колесах, а боевые с запчастями находились в кузове. В качестве механиков отправились ведущие конструкторы Юрий Джанашия и Владимир Глебов. Европейское первенство тогда состояло из четырех этапов и проходило в разных регионах европейского континента.

Больших успехов первопроходцы, и подключившиеся к ним на одном из последующих этапов коллеги- Сергей Крук и Дмитрий Запорощенко больших успехов не достигли. Они выступали поочередно на одном и том же грузовике МАЗ-6317, почти ничем не отличавшемся от серийной модели. Главной задачей был не результат – а получение опыта.
Белорусский кубок
Летом 1999 года началась усиленная подготовка к будущему Первому Открытому Кубку Беларуси по трак-триалу. На то, чтобы найти необходимую территорию, отвечающую всем техническим требованиям и регламенту, понадобилось три месяца. Им стал заброшенный песчаный карьер “Ленинское” рядом с базой отдыха “Стайки”. Потом еще некоторое время потребовалось на согласование всех документов и подготовку трассы.
Для спортсменов на ней разместили 12 основных и 4 дополнительных секции. Большинство препятствий были естественными, а не искусственными. Сделали и специальную площадку для зрителей, где они могли наблюдать все, что одновременно происходило на разных участках. Последние пять дней перед стартом ушло на разметку секций.
Вечером, 1 октября все участники на своих машинах, а к нам приехало несколько профессиональных команд из России на ГАЗах, КамАЗах, ЗИЛах и Уралах, была даже амфибия Арзамаского машзавода, проехали по Минску к месту старта , что вызвало удивление у прохожих.
А на следующий день началась непосредственно борьба за победу в Первом Открытом Кубке Беларуси по трак-триалу в четырех категориях: 4×4, 6×6, 8×8 и прототипы. В последней участвовали машины, представлявшие автозаводы “МоАЗ” и “МЗКТ”. Самыми массовыми по числу претендентов явились 4х4 и 6х6. Три трехосника МАЗ-6317 выступали от Минского автомобильного завода. В состав одного из экипажей пригласили опытного пилота, успешно выступавшего в ралли-рейдах Виктора Московских. Его штурманом стал Юрий Джанашия. В кабине других грузовиков располагались Сергей Крук с Дмитрием Запорощенко и Петр Орсик с Дмитрием Книгой.
Было все: и перевороты машин, и зарывание их в песок, выезды за пределы секций, что каралось штрафными баллами, и многое другое.
Судейскую коллегию возглавил спортивный директор БСО “МАЗ-Яровит” Александр Синкевич.
Турнир завершился 3 октября. Его результаты известны. Напомню только, что в категории, где выступали МАЗы, победителями стали россияне Василий Кудряев и Андрей Афанасьев, выступавшие на Урал-4320 и представлявшие команду 21 НИИИ АТ МО из Бронниц. За ними расположились, соответственно, Сергей Крук с Дмитрием Запорощенко и Виктор Московских с Юрием Джанашия.
По данным организаторов, зрительская аудитория за два дня составила около пятидесяти тысяч человек. Это были не только жители Республики Беларусь, но и зарубежные гости, специально приехавшие посмотреть это автосоревнование. Среди них и спортивный комиссар чемпионата Европы Гисберт Хинденнах, которому все очень понравилось – и организация, и сами соревнования.
Большую помощь оргкомитету оказали Государственная автоинспекция и Минский автозавод.
P.s.Последние соревнования по трак-триалу в нашей стране прошли в 2001 году. В дальнейшем пути ЗАО “Яровит” и столичного автопредприятия разошлись.
Судьба участников и организаторов Первого Открытого Кубка Беларуси по трак-триалу сложилась по-разному. Петр Орсик, Сергей Крук и Дмитрий Запорощенко по-прежнему трудятся на Минском автомобильном заводе. Андрей Бирюков продолжает работать в бизнесе. Александр Синкевич и Дмитрий Книга занимаются производством перспективного струнного транспорта в Минске. А про Юрия Джанашия и Виктора Московских ничего неизвестно.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора
Автор выражает благодарность за помощь, оказанную при подготовке данного материала начальнику специального конструкторско-технологического бюро ЗАО “Струнные технологии” Александру Синкевичу.