Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново – участник Смоленского сражения

Просмотрено

В нынешнем году исполняется 80 лет Смоленскому сражению. Эта одна из крупнейших стратегических операций начального периода Великой Отечественной войны, проходившая с 10 июля по 10 сентября 1941 года на территории нынешней Республики Беларусь и Смоленской области России. В конечном итоге в ходе кровопролитных боев с большими потерями с обеих сторон немецкие войска одержали победу. Но советскому командованию удалось выиграть время для подготовки обороны Москвы и последующего разгрома врага в Московской битве в 1941-1942 гг. 

Данному событию посвящен 5-й бронепробег, который запланировала провести российская Межрегиональная общественная организации содействия изучению и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество”  в июле 2021 года по маршруту Москва – Смоленск. В составе колонны должны будут отправиться в путь 25 единиц колесной броне- и автотехники. Старейший участник из них – грузовой автомобиль ЗИС-5, модель, получившая народное название “Захар Иванович”.

История ЗИС-5

Участие данного автораритета в предстоящем бронепробеге неслучайно. По словам нынешнего владельца уникального грузовика, жителя города Иванова Александра Трушина, есть сведения о том, что автомобиль принимал участие в самой Смоленской стратегической операции. По крайней мере, о том, что он воевал, свидетельствуют следы пуль, сохранившиеся на нем.

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново
Следы пуль на автомобиле

Когда россиянин регистрировал свой ЗИС-5 в ГАИ, он предварительно отправил запрос на определение по сохранившимся номерам на шасси и двигателе года выпуска автомобиля. И хотя Московский завод имени Лихачева уже давно не работает, ответ все же пришел. Александру сообщили, что данный экземпляр изготовили в Москве в 1936-1937 годах.

Это довольно редкая модель. На ней еще стоят механические тормоза (в послевоенных моделях их заменили на гидравлические).

Александр Владимирович нашел автотехнику в одном из учреждений Читинской области Забайкальского края России. Три года шли переговоры с его руководством о приобретении. В результате стороны договорились об обмене ЗИС-5 на отреставрированную “полуторку” ГАЗ-АА.

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново
.ЗИС-5 в Забойкалье

“Я сделал ГАЗ-АА и пригнал ее практическим своим ходом. А назад на жесткой сцепке привез ЗИС-5”, – рассказал Александр Трушин.

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново
За рулкм Александр Трушин

Причем, чтобы осуществить перегон ЗИСа в Иваново, а он был не на ходу, новому владельцу автораритета пришлось еще на две недели задержаться в Чите. Пришлось перебрать ходовую и заменить старые изношенные подшипники в ступицах колес на новые. Только в одной сохранились родные.

О владельце

Александр Владимирович – военный пенсионер. И вот уже на протяжении 17 лет занимается реставрацией ретро автотехники. За это время он стал профессионалом в своем деле и сложностей при восстановлении автомобилей у него не возникает. Сейчас реставратор решил заниматься восстановлением только линейки военных советских автомобилей довоенного периода.

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново
Автомобили из коллекции А.Трушина

“А все остальные экземпляры я продам. Я не буду заканчивать эти проекты. Не хочется остаток жизни проводить под машиной. У меня есть семья и внуки. Надо и им уделять внимание”, –  объяснил 65-летний офицер-танкист в отставке.

Реставрация

В 2017 году Александр Трушин привез ЗИС-5 к себе в Иваново на жесткой сцепке своим ходом. Грузовик находился в плохом техническом состоянии. Деревянные элементы конструкции сгнили, а металлические сохранились, но требовали ремонта.

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново
Перевозка ЗИС-5 в Иваново

Вначале новый хозяин автомобиля полностью разобрал его, чтобы определить объем предстоящих работ и состояние всех узлов и деталей. И только после этого непосредственно приступил к восстановительному процессу. Пришлось поменять примерно 50% комплектующих. Необходимые запчасти, в основном, удалось найти в России, кое-что прислали из Республики Беларусь. Своими руками реставратор сделал новые деревянные кузов  и каркас кабины. Металлические части он не трогал.

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново
Новая кабина
“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново
ЗИС-5 во время реставрации

В процессе восстановления с автомобиля были убраны современные элементы конструкции, появившиеся уже в более позднее время. На все реставрационные работы ушло 2,5 года.

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново
Новый кузов
“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново
ЗИС-5 после реставрации

“Автомобиль я сделал довольно быстро, потому что у меня уже были большие наработки по “полуторкам” ГАЗ-АА, в частности, подготовлен специальный инструмент – метчики”, – уточнил реставратор.

Все дело в том, что ГАЗ-АА и ЗИС-5 – это изначально американские грузовики Ford-AA и  Autocar. Их крепежные детали имеют одинаковую дюймовую резьбу.  Есть и ряд других совпадений.

“Никто не верит, что машина собрана в оригинале. Сейчас сделано много реплик и люди привыкли к такому эрзацу”, – объяснил Александр Владимирович.

На сегодняшний день из “неродных” установлен только более молодой двигатель от ЗИЛ-157КД. Изначально Александр планировал использовать “родной” мотор, но он по цене оказался довольно дорогим. Пришлось от первоначальной идеи отказаться.

Впрочем, у обоих движков один прародитель. И если замена произойдет, то больших сложностей не вызовет.

Подготовка к бронепробегу

Вот уже более полутора лет ЗИС-5 принимает участие в различных мероприятиях, организованных “ВТО”.  Автомобиль официально зарегистрирован в Госавтоинспекции, проходит техосмотр и имеет необходимую страховку. Поэтому ему  разрешено передвижение по дорогам общего пользования. Только в прошлом году на своем грузовике, в основном, с загруженным прицепом, Александр Трушин проехал  2000 км. А в нынешнем – уже более 1500 км.

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново
ЗИС-5 на одной из реконструкций
“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново
Автопоезд А.Трушина

Подготовка к предстоящему бронепробегу потребовала от автолюбителя некоторых современных нововведений на его автотехнику. Поскольку модель Московского  автозавода  отправится в далекий путь своим ходом, чтобы не задерживать других участников, пришлось установить дополнительный 60-литровый бак под раму, рассчитанный на 100-120 км пробега. Для увеличение скорости движения заменить оригинальный карданный вал на новый от ЗИЛа, а родные передние колеса – на их “коллег” от ГАЗ-51 и др.

Для обеспечения безопасности движения на автораритете также стоят съемные зеркала, изначально не предусмотренные создателями модели, скрытые поворотники и два габаритных огня с правой стороны.

P.S. В настоящее время Александр Трушин приступил к восстановлению еще одной “полуторки” ГАЗ-АА, выпущенной в 1932 году. Реставратор привез ее из Калуги.

Пока готовился данный материал, стало известно, что в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в России, нынешний бронепробег был отменен. Его перенесли на следующий год.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото А.Трушина

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Автомобильное хобби минчанина Алексея Немогая

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram