Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново – участник Смоленского сражения

[post-views]
“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново

В нынешнем году исполняется 80 лет Смоленскому сражению. Эта одна из крупнейших стратегических операций начального периода Великой Отечественной войны, проходившая с 10 июля по 10 сентября 1941 года на территории нынешней Республики Беларусь и Смоленской области России. В конечном итоге в ходе кровопролитных боев с большими потерями с обеих сторон немецкие войска одержали победу. Но советскому командованию удалось выиграть время для подготовки обороны Москвы и последующего разгрома врага в Московской битве в 1941-1942 гг. 

Данному событию посвящен 5-й бронепробег, который запланировала провести российская Межрегиональная общественная организации содействия изучению и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество”  в июле 2021 года по маршруту Москва – Смоленск. В составе колонны должны будут отправиться в путь 25 единиц колесной броне- и автотехники. Старейший участник из них – грузовой автомобиль ЗИС-5, модель, получившая народное название “Захар Иванович”.

История ЗИС-5

Участие данного автораритета в предстоящем бронепробеге неслучайно. По словам нынешнего владельца уникального грузовика, жителя города Иванова Александра Трушина, есть сведения о том, что автомобиль принимал участие в самой Смоленской стратегической операции. По крайней мере, о том, что он воевал, свидетельствуют следы пуль, сохранившиеся на нем.

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново

Следы пуль на автомобиле

Когда россиянин регистрировал свой ЗИС-5 в ГАИ, он предварительно отправил запрос на определение по сохранившимся номерам на шасси и двигателе года выпуска автомобиля. И хотя Московский завод имени Лихачева уже давно не работает, ответ все же пришел. Александру сообщили, что данный экземпляр изготовили в Москве в 1936-1937 годах.

Это довольно редкая модель. На ней еще стоят механические тормоза (в послевоенных моделях их заменили на гидравлические).

Александр Владимирович нашел автотехнику в одном из учреждений Читинской области Забайкальского края России. Три года шли переговоры с его руководством о приобретении. В результате стороны договорились об обмене ЗИС-5 на отреставрированную “полуторку” ГАЗ-АА.

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново

.ЗИС-5 в Забойкалье

“Я сделал ГАЗ-АА и пригнал ее практическим своим ходом. А назад на жесткой сцепке привез ЗИС-5”, – рассказал Александр Трушин.

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново

За рулкм Александр Трушин

Причем, чтобы осуществить перегон ЗИСа в Иваново, а он был не на ходу, новому владельцу автораритета пришлось еще на две недели задержаться в Чите. Пришлось перебрать ходовую и заменить старые изношенные подшипники в ступицах колес на новые. Только в одной сохранились родные.

О владельце

Александр Владимирович – военный пенсионер. И вот уже на протяжении 17 лет занимается реставрацией ретро автотехники. За это время он стал профессионалом в своем деле и сложностей при восстановлении автомобилей у него не возникает. Сейчас реставратор решил заниматься восстановлением только линейки военных советских автомобилей довоенного периода.

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново

Автомобили из коллекции А.Трушина

“А все остальные экземпляры я продам. Я не буду заканчивать эти проекты. Не хочется остаток жизни проводить под машиной. У меня есть семья и внуки. Надо и им уделять внимание”, –  объяснил 65-летний офицер-танкист в отставке.

Реставрация

В 2017 году Александр Трушин привез ЗИС-5 к себе в Иваново на жесткой сцепке своим ходом. Грузовик находился в плохом техническом состоянии. Деревянные элементы конструкции сгнили, а металлические сохранились, но требовали ремонта.

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново

Перевозка ЗИС-5 в Иваново

Вначале новый хозяин автомобиля полностью разобрал его, чтобы определить объем предстоящих работ и состояние всех узлов и деталей. И только после этого непосредственно приступил к восстановительному процессу. Пришлось поменять примерно 50% комплектующих. Необходимые запчасти, в основном, удалось найти в России, кое-что прислали из Республики Беларусь. Своими руками реставратор сделал новые деревянные кузов  и каркас кабины. Металлические части он не трогал.

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново

Новая кабина

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново

ЗИС-5 во время реставрации

В процессе восстановления с автомобиля были убраны современные элементы конструкции, появившиеся уже в более позднее время. На все реставрационные работы ушло 2,5 года.

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново

Новый кузов

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново

ЗИС-5 после реставрации

“Автомобиль я сделал довольно быстро, потому что у меня уже были большие наработки по “полуторкам” ГАЗ-АА, в частности, подготовлен специальный инструмент – метчики”, – уточнил реставратор.

Все дело в том, что ГАЗ-АА и ЗИС-5 – это изначально американские грузовики Ford-AA и  Autocar. Их крепежные детали имеют одинаковую дюймовую резьбу.  Есть и ряд других совпадений.

“Никто не верит, что машина собрана в оригинале. Сейчас сделано много реплик и люди привыкли к такому эрзацу”, – объяснил Александр Владимирович.

На сегодняшний день из “неродных” установлен только более молодой двигатель от ЗИЛ-157КД. Изначально Александр планировал использовать “родной” мотор, но он по цене оказался довольно дорогим. Пришлось от первоначальной идеи отказаться.

Впрочем, у обоих движков один прародитель. И если замена произойдет, то больших сложностей не вызовет.

Подготовка к бронепробегу

Вот уже более полутора лет ЗИС-5 принимает участие в различных мероприятиях, организованных “ВТО”.  Автомобиль официально зарегистрирован в Госавтоинспекции, проходит техосмотр и имеет необходимую страховку. Поэтому ему  разрешено передвижение по дорогам общего пользования. Только в прошлом году на своем грузовике, в основном, с загруженным прицепом, Александр Трушин проехал  2000 км. А в нынешнем – уже более 1500 км.

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново

ЗИС-5 на одной из реконструкций

“Захар Иванович” ЗИС-5 из Иваново

Автопоезд А.Трушина

Подготовка к предстоящему бронепробегу потребовала от автолюбителя некоторых современных нововведений на его автотехнику. Поскольку модель Московского  автозавода  отправится в далекий путь своим ходом, чтобы не задерживать других участников, пришлось установить дополнительный 60-литровый бак под раму, рассчитанный на 100-120 км пробега. Для увеличение скорости движения заменить оригинальный карданный вал на новый от ЗИЛа, а родные передние колеса – на их “коллег” от ГАЗ-51 и др.

Для обеспечения безопасности движения на автораритете также стоят съемные зеркала, изначально не предусмотренные создателями модели, скрытые поворотники и два габаритных огня с правой стороны.

P.S. В настоящее время Александр Трушин приступил к восстановлению еще одной “полуторки” ГАЗ-АА, выпущенной в 1932 году. Реставратор привез ее из Калуги.

Пока готовился данный материал, стало известно, что в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в России, нынешний бронепробег был отменен. Его перенесли на следующий год.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото А.Трушина

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Автомобильное хобби минчанина Алексея Немогая

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram