Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Законная ответственность при нарушении сроков доставки грузов железнодорожным транспортом

железнодорожные перевозки

Ответственность железнодорожного перевозчика за просрочку в доставке груза предусмотрена законодательством. Но при этом ее вид и размер конкретно определены и ограничены. Неустойка за просрочку в доставке груза не может быть заменена взысканием убытков.  

В условиях санкционных ограничений на доставку грузов автомобильным транспортом бизнес направил свое внимание на железнодорожные перевозки.

Отметим, что срок доставки груза имеет существенное значение. Это вытекает из норм национального и международного законодательства в сфере грузоперевозок и транспортной экспедиции. И касается как автомобильных перевозок, так и перевозок железнодорожным транспортом.

Ответственность за соблюдение сроков доставки грузов актами законодательства возложена непосредственно на перевозчика.

В то же время, привлечение перевозчика к ответственности за нарушение сроков доставки автомобильным и железнодорожным транспортом имеет свои особенности, о которых следует помнить на стадии заключения договора. Это связано с тем, что законодательством о дорожной (автомобильной) перевозке и законодательством о железнодорожной перевозке с разной степенью конкретности регулируются вопросы ответственности перевозчика за просрочку доставки груза.

Например, Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956г. (КДПГ) устанавливает ответственность перевозчика за задержку доставки груза (п.1 ст.17 КДПГ). В то же время она не устанавливает нормы времени на перевозку, вид и размер ответственности за задержку доставки. Национальное законодательство Республики Беларусь также не устанавливает вид и размер ответственности перевозчика за просрочку в доставке груза. Более того, ст. 18 Правил автомобильных перевозок грузов (утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970) прямо указывает, что автомобильный перевозчик должен выполнять междугородные внутриобластные и межобластные автомобильные перевозки грузов (далее – междугородные автомобильные перевозки), а также международные автомобильные перевозки грузов в сроки, установленные в соответствующем договоре сторон, определяемые на основании рекомендуемых сроков доставки грузов при междугородных автомобильных перевозках согласно приложению № 5 к данным Правилам.

Таким образом, условия ответственности за задержку доставки груза в автомобильной перевозке следует предусмотреть и закрепить в договоре.

В то же время ответственность за задержку доставки груза при железнодорожной перевозке подробно детализирована и закреплена в актах национального и международного законодательства. Среди них – Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении, заключенное 06.12.1950 (далее – СМГС) и Устав железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1196 в части внутриреспубликанских перевозок (далее-Устав).

Данными актами законодательства ответственность за нарушение сроков доставки грузов также возложена непосредственно на перевозчика (п.50, п. 118 Устава, § 1 ст. 37 СМГС).

При этом, ответственность перевозчика за данное нарушение определена как неустойка и ограничена в размере (п. 118 Устава, § 1, § 2. Ст. 45 СМГС).

Это означает, что, привлекая к гражданско-правовой ответственности перевозчика за нарушение сроков доставки груза железнодорожным транспортом, необходимо формулировать материально-правовое требование исключительно в соответствии с законодательством.

Претензионный порядок по таким спорам является обязательным в силу актов законодательства.

Взыскание убытков на основании ст. 14 ГК и в большем размере в таких случаях результата не принесет. В иске будет отказано.

Пример

Как следует из материалов дела, ОАО «Заказчик» подан иск к ТРУП «Перевозчик» о взыскании убытков в связи с нарушением перевозчиком сроков доставки грузов, принятых им к перевозке согласно договору об организации комплексного транспортного обслуживания, в части просрочки доставки контейнеров. Заявленные требования истец обосновывал ст. 6, 14, 288, 290, 950, 951 ГК в размере стоимости платы за сверхнормативное пользование контейнерами.

К судебному заседанию истец письменно уточнил, что заявленные требования основывает на статье 14 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Ответчик в отзыве указал, что, поскольку перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществлялась в международном сообщении, отношения сторон подпадают под действие Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении, заключенного 06.12.1950 (далее – СМГС). В соответствии с § 1 статьи 37 СМГС перевозчик несет ответственность перед отправителем, вытекающую исключительно из договора перевозки, в порядке и пределах, установленных СМГС. При этом несоблюдение сроков доставки груза в силу § 1 статьи 45 СМГС влечет возникновение у перевозчика только обязанности уплатить неустойку в размерах, определенных в абзаце четвертом § 2 статьи 45 СМГС.

Суд установил, что между сторонами был заключен договор об организации комплексного транспортного обслуживания, в соответствии с которым ответчик обязался обеспечивать комплексное транспортное обслуживание, в соответствии с условиями договора и нормативными актами, регулирующими деятельность железнодорожного транспорта, а истец обязался в установленном порядке предоставлять заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, предъявлять к перевозке грузы, представлять необходимые документы, своевременно производить оплату.

В соответствии с п. 6.1 договора ответственность сторон регулируется нормативными правовыми актами Республики Беларусь, международными договорами, соглашениями железнодорожных администраций и договором.

На основании заявки на перевозку 4-х порожних контейнеров со станции БЧ на станцию Литовской железной дороги по 4 накладным ответчиком были приняты к перевозке 4 железнодорожных контейнера.

Контейнеры были доставлены на станцию назначения с задержкой срока доставки. Нарушение сроков доставки груза подтверждено представленными по делу доказательствами и не оспаривается ответчиком.

ОАО «Заказчик» понесло расходы при оплате им выставленного счета на возмещение расходов по сверхнормативному пользованию контейнерами.

Данные расходы ОАО «Заказчик» просило взыскать с ТРУП «Перевозчик» в судебном порядке в качестве возмещения за нарушение сроков доставки.

Заявленные истцом требования суд находит не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Ст. 364 ГК возлагает на лицо, допустившее неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, обязанность возместить кредитору причиненные такими нарушениями убытки.

Возмещение убытков регулируется ст. 14 ГК, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 3 СМГС действие соглашения распространяется на перевозки грузов железнодорожным транспортом в международном сообщении.

С учетом представленных суду накладных, принимая во внимание нахождение станций отправления и назначения на территории государств – участников СМГС, сторонами, с учетом накладных, были заключены договоры перевозки грузов в международном железнодорожном сообщении, подпадающие под действие СМГС.

Согласно ст. 5 СМГС национальное законодательство стороны, в которой правомочное лицо реализует свои права, применяется при отсутствии соответствующих положений в соглашении.

  • 1 ст. 37 СМГС установлено, что перевозчик несет ответственность перед отправителем, вытекающую исключительно из договора перевозки, в порядке и пределах, установленных СМГС. Та же статья конкретизирует, что перевозчик несет ответственность и за превышение срока доставки груза (§ 3).

Если отправителем и перевозчиком не согласовано иное, срок доставки определяется на весь путь следования груза и не должен превышать срока, исчисленного исходя из норм, установленных в ст. 24 СМГС.

Размер возмещения за превышение срока доставки груза установлен ст. 45 СМГС. Согласно § 1 указанной статьи, если перевозчиком не был соблюден срок доставки груза, исчисленный в соответствии со ст. 24 СМГС, перевозчик уплачивает возмещение за превышение срока доставки в виде неустойки.

Иные виды и размеры возмещения за превышение срока доставки груза СМГС не предусматривает.

В силу ч. второй ст. 6 ГК нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта.

СМГС положений о необходимости издания внутригосударственного акта для применения ее норм не содержит, поэтому ее нормы подлежит непосредственному применению в данном споре.

При изложенных обстоятельствах с учетом ограничения в СМГС ответственности перевозчика за просрочку доставки груза только предусмотренной названным соглашением неустойкой требования истца о взыскании убытков, вызванных нарушением сроков доставки, не основаны на действующем законодательстве и удовлетворению не подлежат.[1]

 Отметим, что судебная практика по данному вопросу немногочисленна. А также обратим внимание на то, что имеются случаи, когда перевозчик не доставляет груз в срок вследствие загруженности подъездных путей, принадлежащих самому грузополучателю, т.е. по независящим от него причинам. А это, в свою очередь, может повлечь за собой встречное требование об уплате неустойки за задержку вагонов.

Белявский Сергей ЧеславовичБелявский С.Ч.
Директор юридической фирмы ООО «Экономические споры»,
медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры»,
более 10 лет стажа работы судьей экономического суда,
член Союза юристов

 

Полещук В.Н., юрист  

[1] Решение экономического суда Брестской области от 19.04.2021 по делу № 151ЭИП21163.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ О возможности взыскания перевозчиком штрафа за простой транспортного средства при изъятии груза

Добавить комментарий

0
Вот это цифра