Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Главная Мировые автоновости Защитники отечества (продолжение)

Защитники отечества (продолжение)СУХОПУТНЫЕ ДРЕДНОУТЫ


В момент нападения Германии на Советский Союз на вооружении войск
Красной армии находились и танки Т-35. Эти пятибашенные гусеничные
машины называли сухопутными дредноутами (в переводе с английского
«неустрашимый») по аналогии с военными кораблями того времени. Они тоже
имели мощное вооружение и толстую броню.  Местом их службы стал Киевский
военный округ.

«ЧИСТИЛЬЩИКИ ОКОПОВ»

Идея о создании многобашенных танков, способных наступать совместно с пехотой и помогать ей в захвате вражеских траншей, появилась еще в период Первой мировой войны. В это время стала бурно развиваться полевая фортификация. Появились укрепления, которые не могли поразить  артиллерия и авиация. Они были практически не видны и уходили на глубину от 10 до 15 м. В результате противник мог оказывать серьезное сопротивление наступающим войскам. И атакующие несли большие потери при штурме. Понадобились самоходные средства, оснащенные пушками и пулеметами, которые смогли бы выполнять такие задачи, – так называемые чистильщики окопов.

Первыми, кто разработал и изготовил реальный образец такой боевой гусеничной машины, стали французы. Они создали двухбашенный 70-тонный танк 2С с 36-миллиметровой броней и оснащенный пушкой калибра 75 мм. До 1923 года их выпустили всего 10 штук.

Следующей страной, где появилась подобная конструкция, стала Англия. Местные специалисты сконструировали 5-башенную модель, получившую название AIEI “Independent”. Танк был легче “француза”, но развивал большую скорость.

Свои разработки появились также у немцев и японцев.

СДЕЛАНО В СССР

Ни в одной стране мира многобашенные конструкции не выпускались серийно. Единственным исключением стал Советский Союз. Но и в нашей стране их производство продолжалось всего несколько лет.
 
История Т-35 началась в конце 20-х годов XX века. В 1929–1930 годах группа специалистов Опытного конструкторско-машиностроительного отдела (ОКМО) из Ленинграда под руководством Н. В. Барыкова приступила к разработке модели тяжелого танка Т-35.  Первый экспериментальный образец появился в 1931 году. Он представлял собой пятибашенную конструкцию с двухъярусным расположением вооружения, имел три пушки (одну – 76-мм и две 37-мм) и три пулемета. Весил он 42 тонны и имел броню толщиной от 30 до 40 мм. Установленный в нем в кормовой части 500-сильный авиационный карбюраторный бензиновый двигатель М-17 позволял развивать максимальную скорость 28 км/ч. Экипаж составлял 10 человек.

Затем к разработке чертежной документации были привлечены сотрудники КБ Т2К Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) И. С. Бер, А. В. Колесников и другие. Харьковчанам и поручили наладить серийное производство такой бронетехники. Для этого на предприятии создали специальное конструкторское бюро КБ-35, которое возглавил Бер.

Первый экземпляр боевой гусеничной машины заводского производства появился в 1933 году. Она имела сварной и частично клепаный корпус, состоящий из броневых листов толщиной от 20 до 30 мм. Изменилось вооружение танка.  Его оснастили одной 76,2-мм и двумя 45-мм орудиями и четырьмя пулеметами калибра 7,62 мм. Пушки находились в трех башнях. Их боекомплект составлял соответственно 96 и 220 снарядов. Имелось и пять пулеметов, к каждому из которых прилагалось  по 10 000 патронов. Масса танка выросла до 50 т. В нем размещались 11 человек – командир-наводчик, пулеметчики, радист и др. Главная верхняя башня, где размещались три танкиста, и пулеметные, были унифицированы с Т-28.

Т-35 мог преодолевать подъемы крутизной до 36 град, рвы шириной до 4 м, брод глубиной 1,2 м. Для  наблюдения за противником предназначались перископы, различные прицелы и смотровые щели со стеклоблоками. Для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство.

Гусеничный движитель с каждой из сторон состоял из восьми обрезанных опорных катков малого диаметра, шести поддерживающих с резиновыми шинами, направляющих колес с винтовым механизмом натяжения гусениц и других элементов.

В 1937 году произошла модернизация конструкции. Ее результатом стало увеличение толщины брони верхнего и нижнего лобовых и бортовых листов, кормы и башен с 20 до 23 мм. Возросла масса вначале до 52, а потом и до 55 т. Мощность мотора увеличилась до 580 л.с.

Последняя партия, состоящая из шести машин, выпущенная в 1938–1939 гг., имела башни конической формы, улучшенное уплотнение корпуса и усиленные элементы подвески. Появились и другие орудия.
Боевой экипаж в разное время в зависимости от модификации составлял от 11 до 9 человек.

Наряду с линейными танками выпускались и командирские.  Они отличались наличием  радиостанций, располагавшихся в центральной башне. А их антенна крепилась снаружи.

В 1939 г. сборка Т-35 в Харькове  полностью прекратилась. Но их еще не сняли с вооружения Красной армии.

Основными недостатками Т-35 стали его большие габариты, особенно длина 9,72 м, низкие тягово-динамические качества машины и тихоходность. Возникали сложности и с управлением танка. Прицельную стрельбу можно было вести только на остановках.

САМОХОДНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ

По программе, названной «Большой триплекс», на базе Т-35 было создано несколько опытных образцов самоходных артиллерийских установок СУ-14-1 и СУ-14-2. Их оснащали орудиями калибра 152 и 204 мм. Однако они оказались слишком громоздкими и были хорошими мишенями для противотанковой артиллерии.

НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

В 30-е годы прошлого века в состав танковых войск Красной армии входили четыре тяжелых бригады. Три были вооружены танками Т-28 и одна Т-35. Но буквально накануне нападения Германии на СССР их расформировали. И все «тридцать пятые» в количестве 49 штук перешли в полк, входивший в состав 12-танковой дивизии 8-го мехкорпуса. Он располагался на Украине южнее города Дубно. Всего отечественная оборонка выпустила такой бронетехники в количестве 61 единица. К этому времени часть списали,  а несколько экземпляров передали различным военным учебным заведениям.

БОЕВАЯ КАРЬЕРА

Уже в первые дни Великой Отечественной войны 8-й механизированный корпус был задействован. Но в результате несогласованности действий высшего военного руководства поступали противоречивые приказы, и корпус направляли то в одно место, то в другое. В результате к моменту принятия соединением первого боя под  Дубно много машин было потеряно по техническим причинам. Не избежали этой участи и Т-35. Наиболее характерными поломками для них стали выход из строя вентиляторов и трансмиссий. Имеются сведения о том, что в этом сражении под Дубно принимали участие несколько «тридцатьпяток». Большая часть из них была подбита немцами. Документов об их участии в боях нет. О них  не писали ни советские солдаты, ни немецкие. Сохранились лишь короткие отчеты мехкорпуса о потерях боевой техники, где есть только краткие заметки типа: «подбит, сгорел», «упал с моста» или «ушел в направлении… и не вернулся».

Сохранилось много снимков Т-35, сделанных во время войны. В основном, трофейные. На большинстве из них машины изображены без пулеметов и у них подняты надмоторные крышки. Значит, экипажи покидали свои танки и выводили из строя двигатели.

Последним сражением, в котором принимали участие Т-35, стала битва под Москвой в декабре 1941 года. Сохранились кадры кинохроники, где показаны эти события. Кстати, в ней участвовали и самоходные орудия.  Пришлось использовать такую бронетехнику, а также другие раритеты в связи с нехваткой танков.

Р.s. В настоящее время в мире сохранился только один экземпляр такого многобашенного танка. Он находится в бронетанковом музее в Кубинке под Москвой.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
В статье использованы материалы из архива автора и периодической печати
Автор выражает благодарность Олегу Кравчуку за оказанную помощь при подготовке материала.
Фото автора.

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий