В момент нападения Германии на Советский Союз на вооружении войск
Красной армии находились и танки Т-35. Эти пятибашенные гусеничные
машины называли сухопутными дредноутами (в переводе с английского
«неустрашимый») по аналогии с военными кораблями того времени. Они тоже
имели мощное вооружение и толстую броню. Местом их службы стал Киевский
военный округ.
«ЧИСТИЛЬЩИКИ ОКОПОВ»
Идея о создании многобашенных танков, способных наступать совместно с пехотой и помогать ей в захвате вражеских траншей, появилась еще в период Первой мировой войны. В это время стала бурно развиваться полевая фортификация. Появились укрепления, которые не могли поразить артиллерия и авиация. Они были практически не видны и уходили на глубину от 10 до 15 м. В результате противник мог оказывать серьезное сопротивление наступающим войскам. И атакующие несли большие потери при штурме. Понадобились самоходные средства, оснащенные пушками и пулеметами, которые смогли бы выполнять такие задачи, – так называемые чистильщики окопов.
Первыми, кто разработал и изготовил реальный образец такой боевой гусеничной машины, стали французы. Они создали двухбашенный 70-тонный танк 2С с 36-миллиметровой броней и оснащенный пушкой калибра 75 мм. До 1923 года их выпустили всего 10 штук.
Следующей страной, где появилась подобная конструкция, стала Англия. Местные специалисты сконструировали 5-башенную модель, получившую название AIEI “Independent”. Танк был легче “француза”, но развивал большую скорость.
Свои разработки появились также у немцев и японцев.
СДЕЛАНО В СССР
Ни в одной стране мира многобашенные конструкции не выпускались серийно. Единственным исключением стал Советский Союз. Но и в нашей стране их производство продолжалось всего несколько лет.
История Т-35 началась в конце 20-х годов XX века. В 1929–1930 годах группа специалистов Опытного конструкторско-машиностроительного отдела (ОКМО) из Ленинграда под руководством Н. В. Барыкова приступила к разработке модели тяжелого танка Т-35. Первый экспериментальный образец появился в 1931 году. Он представлял собой пятибашенную конструкцию с двухъярусным расположением вооружения, имел три пушки (одну – 76-мм и две 37-мм) и три пулемета. Весил он 42 тонны и имел броню толщиной от 30 до 40 мм. Установленный в нем в кормовой части 500-сильный авиационный карбюраторный бензиновый двигатель М-17 позволял развивать максимальную скорость 28 км/ч. Экипаж составлял 10 человек.
Затем к разработке чертежной документации были привлечены сотрудники КБ Т2К Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) И. С. Бер, А. В. Колесников и другие. Харьковчанам и поручили наладить серийное производство такой бронетехники. Для этого на предприятии создали специальное конструкторское бюро КБ-35, которое возглавил Бер.
Первый экземпляр боевой гусеничной машины заводского производства появился в 1933 году. Она имела сварной и частично клепаный корпус, состоящий из броневых листов толщиной от 20 до 30 мм. Изменилось вооружение танка. Его оснастили одной 76,2-мм и двумя 45-мм орудиями и четырьмя пулеметами калибра 7,62 мм. Пушки находились в трех башнях. Их боекомплект составлял соответственно 96 и 220 снарядов. Имелось и пять пулеметов, к каждому из которых прилагалось по 10 000 патронов. Масса танка выросла до 50 т. В нем размещались 11 человек – командир-наводчик, пулеметчики, радист и др. Главная верхняя башня, где размещались три танкиста, и пулеметные, были унифицированы с Т-28.
Т-35 мог преодолевать подъемы крутизной до 36 град, рвы шириной до 4 м, брод глубиной 1,2 м. Для наблюдения за противником предназначались перископы, различные прицелы и смотровые щели со стеклоблоками. Для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство.
Гусеничный движитель с каждой из сторон состоял из восьми обрезанных опорных катков малого диаметра, шести поддерживающих с резиновыми шинами, направляющих колес с винтовым механизмом натяжения гусениц и других элементов.
В 1937 году произошла модернизация конструкции. Ее результатом стало увеличение толщины брони верхнего и нижнего лобовых и бортовых листов, кормы и башен с 20 до 23 мм. Возросла масса вначале до 52, а потом и до 55 т. Мощность мотора увеличилась до 580 л.с.
Последняя партия, состоящая из шести машин, выпущенная в 1938–1939 гг., имела башни конической формы, улучшенное уплотнение корпуса и усиленные элементы подвески. Появились и другие орудия.
Боевой экипаж в разное время в зависимости от модификации составлял от 11 до 9 человек.
Наряду с линейными танками выпускались и командирские. Они отличались наличием радиостанций, располагавшихся в центральной башне. А их антенна крепилась снаружи.
В 1939 г. сборка Т-35 в Харькове полностью прекратилась. Но их еще не сняли с вооружения Красной армии.
Основными недостатками Т-35 стали его большие габариты, особенно длина 9,72 м, низкие тягово-динамические качества машины и тихоходность. Возникали сложности и с управлением танка. Прицельную стрельбу можно было вести только на остановках.
САМОХОДНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ
По программе, названной «Большой триплекс», на базе Т-35 было создано несколько опытных образцов самоходных артиллерийских установок СУ-14-1 и СУ-14-2. Их оснащали орудиями калибра 152 и 204 мм. Однако они оказались слишком громоздкими и были хорошими мишенями для противотанковой артиллерии.
НАКАНУНЕ ВОЙНЫ
В 30-е годы прошлого века в состав танковых войск Красной армии входили четыре тяжелых бригады. Три были вооружены танками Т-28 и одна Т-35. Но буквально накануне нападения Германии на СССР их расформировали. И все «тридцать пятые» в количестве 49 штук перешли в полк, входивший в состав 12-танковой дивизии 8-го мехкорпуса. Он располагался на Украине южнее города Дубно. Всего отечественная оборонка выпустила такой бронетехники в количестве 61 единица. К этому времени часть списали, а несколько экземпляров передали различным военным учебным заведениям.
БОЕВАЯ КАРЬЕРА
Уже в первые дни Великой Отечественной войны 8-й механизированный корпус был задействован. Но в результате несогласованности действий высшего военного руководства поступали противоречивые приказы, и корпус направляли то в одно место, то в другое. В результате к моменту принятия соединением первого боя под Дубно много машин было потеряно по техническим причинам. Не избежали этой участи и Т-35. Наиболее характерными поломками для них стали выход из строя вентиляторов и трансмиссий. Имеются сведения о том, что в этом сражении под Дубно принимали участие несколько «тридцатьпяток». Большая часть из них была подбита немцами. Документов об их участии в боях нет. О них не писали ни советские солдаты, ни немецкие. Сохранились лишь короткие отчеты мехкорпуса о потерях боевой техники, где есть только краткие заметки типа: «подбит, сгорел», «упал с моста» или «ушел в направлении… и не вернулся».
Сохранилось много снимков Т-35, сделанных во время войны. В основном, трофейные. На большинстве из них машины изображены без пулеметов и у них подняты надмоторные крышки. Значит, экипажи покидали свои танки и выводили из строя двигатели.
Последним сражением, в котором принимали участие Т-35, стала битва под Москвой в декабре 1941 года. Сохранились кадры кинохроники, где показаны эти события. Кстати, в ней участвовали и самоходные орудия. Пришлось использовать такую бронетехнику, а также другие раритеты в связи с нехваткой танков.
Р.s. В настоящее время в мире сохранился только один экземпляр такого многобашенного танка. Он находится в бронетанковом музее в Кубинке под Москвой.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
В статье использованы материалы из архива автора и периодической печати
Автор выражает благодарность Олегу Кравчуку за оказанную помощь при подготовке материала.
Фото автора.
В статье использованы материалы из архива автора и периодической печати
Автор выражает благодарность Олегу Кравчуку за оказанную помощь при подготовке материала.
Фото автора.