Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Защитники Отечества

Просмотрено

Защитники Отечества

ГЕРОЙ МНОГИХ ВОИН

Самым массовым танком Второй мировой войны стал Т-34. Но в истории отечественного танкостроения была и другая боевая гусеничная машина, которая выпускалась в большом количестве. А по числу созданных на ее базе различных модификаций ей и вовсе нет в мире равных.  Она принимала активно участие практически во всех вооруженных конфликтах тридцатых годов прошлого века. А завершила свою боевую биографию в 1945 году в Японии. Героем с такой богатой историей стал танк Т-26. На протяжении долгого
времени он был одной из основных боевых гусеничных машин Красной армии.
ВНАЧАЛЕ БЫЛ “ВИККЕРС”
В конце 20-х годов прошлого столетия  английская фирма “Виккерс-Армстронг” по собственной инициативе разработала танк, получивший название Виккерс Mk E или “Виккерс 6-тонный”. Было создано два варианта – двухбашенный с двумя пулеметами (вариант А) и однобашенный с пушечно-пулеметным вооружением (вариант В). Разработчики рассчитывали, что бронетехникой заинтересуются отечественные военные. Но армейское начальство не проявило большого интереса к ней. К счастью простота конструкции, ее надежность и дешевизна привлекли внимание других потребителей. Более десятка зарубежных стран заинтересовались гусеничной машиной. И на базе “англичанина” создали собственные модели. Так поступили Польша, Финляндия, ряд других государств. Оказался среди них и Советский Союз.

ПОЯВЛЕНИЕ Т-26

28 мая 1930 года советская закупочная комиссия заключила контракт с англичанами на поставку в СССР пятнадцати двухбашенных танков “Виккерс 6-тонный”. В СССР модель получила название В-26. Первый экземпляр был отправлен в нашу страну 22 октября того же года. А последний – 4 июля следующего.

На базе английского образца советские конструкторы разработали свою модель танка, получившего индекс Т-26. Его первый вариант появился в 1931 году. Он представлял собой тоже двухбашенную  машину с пулеметным вооружением.  В ее передней части размещались отделения управления и трансмиссионное, в средней – боевое, а в кормовой – моторное, где устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный двигатель отечественного производства с воздушным охлаждением. Экипаж состоял из трех человек, причем командир и стрелок находились в башнях, а механик-водитель – в отделении управления справа.
 
МОДИФИКАЦИИ “ДВАДЦАТЬ ШЕСТОГО”

Однако развитие мировой военной техники требовало усиления вооружения. С этой целью танк модернизировали. И в правой башне вместо пулемета установили 37-мм пушку. 
Наряду с линейными танками выпускались и командирские. На таких машинах устанавливалась радиостанция. Вначале она имела поручневую антенну. Впоследствии ее заменили на штыревую.
В 1933 году одну башню убрали, а орудие танка заменили на более мощное – 45-миллиметровое. Боекомплект составил 147 снарядов. Очередное усовершенствование конструкции Т-26 произошло в 1939 году. Для усиления броневой защиты на бронетехнику стали устанавливать конические башни. Кстати, на этой модификации впервые для связи членов экипажа стали использовать переговорное устройство ТПУ-3.
Последнее обновление модели произошло в 1940 году. Оно привело к увеличению толщины брони подбашенной коробки до 20 мм (на первом варианте она составляла 15 мм) и изменению конструкции опоры башни. Производство танка завершилось в 1940 году. За это время советская промышленность изготовила более 50 вариантов этой  гусеничной машины, 23 из которых стали серийными. По числу башен, их форме и вооружению  различаются 11 основных модификаций.

И СПЕЦТЕХНИКА

В состав танковых соединений входили и отдельные танковые бригады, состоявшие из химических – огнеметных танков.  Это были машины двойного назначения. Они могли стрелять как отравляющими веществами, так и огнесмесями. Их изготовили большое количество. Основная часть из них создавалась на базе Т-26. Кроме них также выпускались самоходные установки, бронетранспортеры, мостоукладчики, минные тральщики и другие модели.

башня танка

Модель послужила и в качестве своеобразной передвижной лаборатории для опробования новых конструктивных решений, которые впоследствии были применены на других отечественных танках.
Башни от Т-26 использовались в качестве неподвижных огневых точек – противотанковых ДОТов.  Их устанавливали на бетонное основание.

БОЕВАЯ БИОГРАФИЯ

Боевая биография Т-26 началась с гражданской войны в Испании. Потом были Халхин-Гол, освободительный поход в Белоруссию и Украину, участие в финской кампании и Великая Отечественная война. Отдельные подразделения “двадцать шестых”  принимали участие в боях, проходивших на территории Германии и Японии в 1945 году. 
В боях 1941 года большая часть танков была потеряна. Причинами этого стали слабое бронирование, многочисленные поломки, необученность экипажа. Возникали сложности и с управлением танковых формирований.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХКОРПУСОВ

В начале 40-х годов прошлого века в Советском Союзе началось формирование мехкорпусов. По штатной численности в них должно было находиться 31 000 человек и более 1000 танков. К июню 1941 года в составе Красной армии насчитывалось 29 механизированных танковых корпусов.  К началу нападения Германии на СССР далеко не все успели полностью создать. Чтобы найти необходимое количество бронетехники пришлось собирать ее везде, где она имелась. В дело пошли даже первые устаревшие модели.  До этого момента танковые войска Страны Советов существовали в двух видах – отдельные бригады, в которых бронетехника предназначалась для прорыва вражеской обороны, и в качестве батальонов в стрелковых дивизиях для непосредственной поддержки пехоты. В составе первых находились быстроходные крейсерские БТ. А в составе вторых – тихоходные Т-26. В ходе новой реформы их объединили в состав единых формирований вместе с другими моделями танков отечественного производства. Минимальное количество единиц бронетехники оставили только в испытательных центрах и танковых училищах.

Всего было выпущено 11218 экземпляров “двадцать шестого” всех модификаций. К началу Великой Отечественной войны в войсках их насчитывалось более 9000.
В состав мехкорпусов входили также и подразделения бронемашин, состоявшие из нескольких сотен единиц  автотехники. На них устанавливались унифицированные башни от Т-26.

И В БЕЛАРУСИ

Накануне нападения Германии на СССР Т 26-е составляли 52 % от всех имеющихся танков во всех мехкорпусах Западного особого округа. А всего их было шесть. Причем в них находились практически все модификации танка. Но только один (с порядковым  номером 6) соответствовал штатной численности. А в 14-м находилось 700 машин. Кстати, именно в нем были собраны только однородные “двадцать шестые”.  В остальных видах бронетехники имелось и того меньше.

Уже в первые часы войны Т-26 сразу активно вступили в боевые действия. Правда, с разной степенью успеха. Одними из первых приняли боевое крещение танкисты 20-й дивизии. Она находилась в  1,5-2 км от границы. Один батальон успел выйти из своего места расположения и вместе с пехотными подразделениями смог атаковать противника. Это произошло в первый час войны возле Бреста. Возможно, что часть из них смогла прорваться и в Брестскую крепость. 23 и 24 июня упорные бои вели другие танковые подразделения Красной армии.

Сохранились многочисленные документы и воспоминания об участии “двадцать шестых” в боях на территории нашей республики в 1941 году. Сражались они и в Минске, где нанесли противнику значительный урон. Последние упоминания о Т-26  датированы 26 и 27 июня.

В КАЧЕСТВЕ ТРОФЕЕВ

“Двадцать шестые” были захвачены в качестве трофеев солдатами вначале финской (в 1939-40 гг.), а потом и германской армии.  У финнов они составляли основу танковых подразделений, и состояли на вооружении до 50-х годов XX века. На 1 января 1960 года в войсках еще находилось 17 единиц Т-26 и три тягача Т-26Т. Несколько таких гусеничных машин разных модификаций сейчас можно увидеть в экспозициях военных музеев этой скандинавской страны. 
Стояли советские танки и на вооружении румынских войск.

НАШЕ ВРЕМЯ

В настоящее время в Республике Беларусь не сохранилось ни одного экземпляра Т-26. Было обнаружено только несколько башен от танка. Одна из них в течение долгого времени экспонировалась на открытой площадке государственного музея Великой Отечественной войны. 
Последнее время белорусские поисковики уже не раз находили различную бронетехнику отечественного и германского производства. Возможно, что скоро в число найденного попадет и Т-26.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
Автор выражает благодарность за оказанную помощь историку О. Кравчуку.
Фото автора.

 

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Популярное