Начиная еще с советских времен на киностудии «Беларусьфильм» снималось немало фильмов о Великой Отечественной войне. За ней даже закрепилось неофициальное название «Партизанфильм». Продолжается эта традиция и до сих пор. Правда, качество фильмов, снятых в последнее время, значительно выше.
Одной из лучших работ, на мой взгляд, можно назвать кинофильм «Днепровский рубеж». Съемки кинодрамы проходили в различных регионах Республики Беларусь. Сюжет картины основан на реальных событиях, имевших место в 1941 году во время обороны Могилева. Создатели фильма постарались с максимальной точностью показать современникам не только форму военнослужащих воюющих армий, но и технику 65-летней давности. При этом использовались и компьютерные технологии.
БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ ИЗ РОССИИ
Специально для киносъемок из Москвы были привезены два настоящих немецких полугусеничных бронетранспортера, ошибочно называемые в народе Hanomag. Это не переделки, а реальная боевая техника германской армии, захваченная нашей армией в качестве трофеев. Машины сохранились в прекрасном состоянии. И все благодаря тому, что на технической базе киноконцерна «Мосфильм» в деревне Алабино существует музей. В нем собрано немало различных экспонатов, которые время от времени принимают участие в съемках. Вся техника стоит в специальных ангарах. Быть может и у нас со временем появится что-то подобное.
УНИКАЛЬНЫЙ ТАНК
Снимался в картине «Днепровский рубеж» и немецкий танк Т-III. Правда, это не оригинал, а новодел. Интересна история его появления. «У нас по сценарию должны были быть танки вермахта Т-III и Т-IV», – рассказал заместитель директора съемочной группы Юрий Иванов. Именно такая бронетехника стояла на вооружении у врага в момент его нападения на СССР. Для максимальной достоверности режиссер фильма Денис Скворцов поставил задачу изготовить гусеничную технику, напоминающую германскую. Вначале планировалось привлечь для съемок единственный в нашей стране экземпляр – настоящий танк Т3, находящийся сейчас в экспозиции музея на Буйничском поле под Могилевом. Но его состояние сильно разочаровало. У него отсутствовал силовой агрегат, и он прочно стоял на бетонном постаменте.
И пришлось пойти другим путем. Для этого Министерство обороны нашей страны безвозмездно выделило кинематографистам две боевых машины пехоты БМП-1. Вначале планировалось создать на их базе Т-III и Т-IV или два Т-III. Но ограниченные временные рамки, а главное – нехватка финансов, не позволили полностью реализовать задуманное. Пришлось ограничиться одним экземпляром. И тут большую помощь съемочной группе оказал 140-й ремонтный завод, находящийся в городе Борисове. Бронетехнику из Минска привезли сюда, и борисовчане приступили к работе. Именно на этом предприятии имеются необходимые технологии и оборудование. Ведь основное направление деятельности завода – ремонт и восстановление военной техники.
«Крестными» отцами будущей «тройки» стали два специалиста из российского бронетанкового музея в Кубинке, которых специально пригласили белорусы. Именно они и разработали необходимые чертежи и следили за всеми работами по переделке.
От БМП-1 сохранились только родные гусеницы, силовой агрегат и днище машины. Все остальное пришлось обрезать, в том числе и боковые стороны. Изменилось и место расположения водителя.
Пришлось потрудиться и над башней. В ней установили поворотно-подъемный механизм от другой бронетехники. А основу ее конструкции составили рубленые металлические листы, которые потом сваривались. Машина на сто процентов соответствует оригиналу. Воспроизведено все буквально до мелочей – вплоть до всех открывающихся люков.
В новом танке места командира и наводчика тоже воспроизведены с исторической достоверностью.
На весь процесс изготовления бронетехники ушло сорок дней.
К сожалению, в связи с недостатком времени полностью завершить все задуманное не удалось. Ходовая часть БМП осталась без изменения. Но в дальнейшем кинематографисты надеются эту недоделку устранить.
«Мы хотели, чтобы наш оригинальный танк сохранился на долгие времена, был востребован и снимался в других кинофильмах», – отметил г-н Иванов.
Планируется, что боевая гусеничная машина станет участником и различных военно-исторических реконструкций.
Машина действительно уникальная. Другой такой модели на территории СНГ просто нет. Даже знаменитый, упомянутый выше, киноконцерн «Мосфильм» подобной техникой не располагает. У россиян имеются только несколько так называемых «тигров», созданных на базе Т-55. Но они скорее больше похожи на советские танки, нежели на немецкие.
Уже после съемок в картине «Днепровский рубеж» танк успешно снялся в совместном российско-белорусском кинопроекте «Брестская крепость».
Что касается второй БМП-1, то она сейчас находится в автоцехе киностудии «Беларусьфильм» и со временем также подвергнется переделке.
4-СТВОЛЬНАЯ УСТАНОВКА
Теле- и кинозрители, которые смотрели «Днепровский рубеж», наверняка запомнили эффектную сцену, когда в конце фильма по немцам стала стрелять 4-ствольная пулеметная установка. Специально для съемок ее установили на грузовик ГАЗ-АА «Полуторка». Эта работа производилась силами сотрудников киностудии «Беларусьфильм».
Такая боевая автотехника действительно стояла на вооружении Красной Армии в начале войны. А сама пулеметная установка настоящая и принимала участие в боевых действиях. Ее обнаружили сотрудники историко-культурного комплекса «Линия Сталина» в лесу. И потом установили в качестве экспоната в своей экспозиции. После завершения работы над картиной ее сняли с автомобиля и вернули в ИКК.
«Полуторка» участвовала в съемках картины «Брестская крепость».
БА-20
Для съемок фильма были изготовлены и два бронеавтомобиля БА-20. Один из них сейчас находится на киностудии, а второй – на фирме-изготовителе.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
Фото автора.