Главная страница » Новости » Журнал Автодайджест » Немного истории » “Железный” ветеран МАЗ-502А

“Железный” ветеран МАЗ-502А

от S_vetik
1 комментарий 172 Просмотров

Успешным оказался дебют капотного грузовика МАЗ-6440RR на прошедшем в январе ралли-рейде “Дакар-2020”. Сейчас на Минском автозаводе идет сборка еще одного такого автомобиля. На первый взгляд, кажется удивительным, что на предприятии, выпускающем модели только бескапотной компоновки, решили сконструировать подобные спорткары. Но, если вспомнить историю столичного автомобильного завода, то начиналась его производственная деятельность именно с выпуска капотников. Правда, их родоначальником стала российская модель  ЯАЗ-200, разработанная в Ярославле. Представителей этого первого отечественного семейства МАЗ-200 уже почти не встретишь в нашей стране. Разве что самосвал МАЗ-205, который установлен на постаменте возле проходной ОАО “МАЗ”. И еще несколько его “родственников” находятся в частных коллекциях жителей республики.

Музей ГК “А-100”

Восемь лет назад группа компаний “А-100” на Боровой рядом со своей заправочной станцией открыла корпоративный музей автозаправочной техники. Его экспонаты, расположенные под открытым небом, до сих пор привлекают внимание всех проезжающих. Здесь собрано много интересных и уникальных предметов, рассказывающих об истории АЗС.  А совсем недавно к ним добавился еще один – “живой ” представитель 200-х – 2-осный полноприводный армейский грузовой автомобиль МАЗ-502А. Такая автотехника выпускалась на Минском автозаводе в 50-60-е годы прошлого века.

История “автоветерана”

Музейный МАЗ-502А был выпущен в 1963 году и на протяжении многих лет служил в подразделениях Советской Армии, находившихся на территории нынешней Российской Федерации. Есть сведения, что он участвовал в строительстве Байконура и работал на целине.

Уже после завершения воинской службы автомобиль находился в частных руках в Волгоградской области и использовался владельцем для перевозки улей на пасеку.

Об уникальной машине узнал офицер запаса из Москвы Вадим Попов и семь лет назад приобрел данную автотехнику. В то время москвич собирал коллекцию полноприводных грузовиков, выпускавшихся в СССР для подразделений Министерства обороны. И новое приобретение стало хорошим дополнением к ЗИЛ-157, ГАЗ-63 и другим моделям. К моменту смены хозяина ретротехника находилась в плачевном состоянии.  Но все, кроме кузова, сохранилось оригинальное. Хотя, процентов 25 деталей не хватало.  Отсутствовали многие приборы, лебедка и пр.  Стояла не оригинальная резина.

“Я решил привести автомобиль полностью в заводское состояние и найти все недостающее для полной комплектации машины”, – объяснил Вадим Попов.

Начался интенсивный поиск необходимых агрегатов, продолжавшийся несколько лет. “К счастью, имеется интернет, благодаря которому удалось многое найти”, – отметил россиянин.

“Железный” ветеран

Так выглядел МАЗ-502А на момент покупки В.Поповым

“Железный” ветеран

Так выглядела кабина

МАЗ-502А привезли в Нижний Новгород, где Вадим вместе другом- реставратором в течение полутора лет с 2017 по 2019 гг. восстанавливали полноприводник. Сейчас он полностью отреставрирован и находится в том же виде, в каком выехал из ворот Минского автозавода. 

“Железный” ветеран

МАЗ-502А после реставрации

“Железный” ветеран

Вид спереди

“Железный” ветеран

Вид сзади

“Железный” ветеран

Вид сбоку

“Железный” ветеран

Кабина МАЗ-502А

“Железный” ветеран

Внутри кабины

После ремонта грузовик вернулся в российскую столицу и принимал участие в различных мероприятиях, организованных общественной организацией “Военно-техническое общество России”. 

Возвращение на родину   

Возможно, мы бы никогда не увидели этот редкий экземпляр, если бы не обстоятельства и  усилия, приложенные председателем правления ГК “А-100” Александром Центером по возвращению машины в Республику Беларусь.

По ряду причин, Вадим, владелец автотехники, вынужден распродавать часть своей коллекции.

“Как правило, нашей ретро автотехникой больше интересуются иностранцы, чем жители бывшего СССР. Поэтому уникальные автомобили чаще уезжают в страны дальнего зарубежья, чем остаются в СНГ”, – подчеркнул Вадим Попов.

К счастью, судьба МАЗ-502А оказалась счастливым исключением. На протяжении двух лет москвич искал покупателя на свой армейский грузовик, пока его не приобрел белорусский бизнесмен.

P.s. Сейчас МАЗ-502А находится на хранении в закрытом помещении, а когда потеплеет, он вновь вернется на свое, ставшее уже привычным место. Кстати, пока готовился материал, стало известно, что группа компаний “А-100” для музея приобрела еще один капотник первого семейства – самосвал МАЗ-205.

“Железный” ветеран

МАЗ-502А в закрытом помещении

Со временем на территории уникального музея под открытым небом появятся и другие интересные автомобили, созданные  на предприятиях советского автопрома и не только. 

Юрий Влодавский
Фото автора и В.Попова

Поделиться
1 комментарий

Вам так же понравится

1 комментарий

Сетка А-100 10.03.2020 - 20:30

Большое спасибо автору статьи, Юрию Влодавскому, за такую подробную и познавательную статью об экспонате нашего музея, легендарном МАЗ-502А! Как замечательно, что так сложились обстоятельства его истории: офицер запаса, Вадим Попов, приложил желание и силы для его восстановления, а бизнесмен, Александр Центер, сделал все для его возвращения на родину. Теперь этот экспонат заслуженно занимает почетное место в нашем музее автозаправочной техники и радует посетителей, безмолвно рассказывая свою долгую и интересную историю, полную исторических событий.

Оставить комментарий