Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Живет такой парень в Минске

Вадим Гитлин

Редакция газеты «Автодайджест» продолжает следить за выступлениями белорусского пилота Вадима Гитлина, выступающего за рубежом. Причем выступающего очень успешно. И вот вашему вниманию новый материал об этом спортсмене, подготовленный директором Центра контраварийной подготовки Сергеем Овчинниковым и Ольгой Цветковой…

Вадим Гитлин

Вадим Гитлин – слева

Совсем недавно вы провели гоночный уикенд на автодроме в чешском Брно, где проходил этап Hankook 12H EPILOG гоночной серии 24H. Расскажите подробнее.

После успешного дебюта в этой серии с командой Leipert Motorsport мне поступило предложение проехать еще и в Брно. Местный трек я знал – в прошлом году именно на нем я одержал свою первую победу в соревнованиях международного уровня. Так что он мне хорошо запомнился, и я без колебаний согласился. Уже по ходу подготовки выяснилось, что борьба будет «тяжелой»: в нашем классе заявилась всего одна машина – мы. Дело в том, что машина Lamborghini Huracan Super Trofeo создана для монокубка Lamborghini, а как раз в этих числах в Америке проходил финал этого чемпионата, и все машины отправили туда. У команды осталась одна машина, которую и использовали. Мы знали заранее, что можем занять первое место, если проедем 75% от общей гоночной дистанции. Тем не менее, хотелось вспомнить Брно, получить удовольствие от вождения и привезти кубок. Все это меня подкупило, с одной стороны, а с другой – сыграло злую шутку.

Погода в день проведения гонки ожидалась сухая и пасмурная, 12-14С. Решили, что стартовать буду я. Начало гонки было намечено на 12 часов дня. Но утром я проснулся какой-то несвежий. Это было несколько неожиданно, потому что волнений никаких не предвиделось. Обычно в таких гонках старты не экстремальные, все понимают, что ехать долго, нельзя биться, как в спринте. У меня было какое-то совершенно спокойное настроение – как будто я не на соревнования приехал! Мы стартовали, и оказалось, что еду я неожиданно медленно: я отставал на 2 секунды с круга от своего времени на тестах, которые отъездил на шинах с пробегом. Никак не мог собраться, что-то мне мешало. В команде была паника, потому что за первый стинт я практически сразу откатился с 9-го места то ли на 15-ое, то ли на 17-ое. С моей стороны это выглядело так: меня сначала обогнали все GT3, потом машины Porsche Cup, а потом – вообще Mazda из австралийского кубка. Тут что-то у меня в голове щелкнуло, думаю, это уже слишком. Ехал я в общей сложности два часа, и за второй час отыграл несколько позиций, закончив, по-моему, на 12-м месте. Меня немедленно отвезли в гостиницу спать. Когда разбудили, я услышал следующее: «Все нормально, полуось сломалась, мы в общем зачёте 38-ые, едем для своего удовольствия, за место в абсолюте не боремся». Второй стинт мне выпало ехать с 6 до 8 вечера, в самые сумерки, а ведь трек в Брно вообще не освещается! Тем не менее, в этот раз я поймал кураж. Обогнал сразу две GT3, затем пролетел мимо нескольких Porsche. В общем, я ехал круг на 5-6 секунд быстрее, чем в первом стинте! Вот такая цена была моральной неподготовленности к гонке, где, казалось, все было предрешено. Я понял, насколько важно сосредотачиваться и собираться в любом случае. И я считаю, что очень вовремя мне достался этот опыт. Я эту ситуацию запомнил.

В автоспорте, как и в любом другом спорте, бывают бонусы, и я считаю этот кубок таким бонусом. Вообще, легких побед очень немного, поэтому этим кубком тоже горжусь. Он здорово дополнил мою коллекцию – у меня по-прежнему только первые места, и их все больше. В декабре я поеду 12-часовую гонку в Абу-Даби. Там все очень нарядно, красочно, тепло, и от этой гонки я жду много удовольствия.

А что за машина будет там?

В прошлом году я ехал 12 часов Абу-Даби с командой Kessel Racing team на Ferrari 458 GT3. В этом году планируется то же самое. Было хорошо, весело. Хочу поддерживать с ними отношения.

Из тех машин, что вы перепробовали, какие глубже всех запали вам в душу?

На первом месте, безусловно, Porsche GT3 Cup – моя собственная машина. На втором –  Lamborghini Super Trofeo, она мне очень понравилась. Кстати, в следующем году я собираюсь ехать на Lamborghini Huracan GT3. Говорят, повадки схожи с машиной Super Trofeo. Ferrari 458 Challenge, при ее большой схожести с дорожной машиной, все же очень интересна и имеет свой характер. Ferrari 458 GT3 за одну гонку глубоко не понял, но, думаю, у нее все шансы занять первое или второе место в этой иерархии. Кстати, не в последнюю очередь в Абу-Даби я хочу освежить впечатления о ней. Мне Ронни Кессель предлагает продолжить сотрудничество с ними в следующем году, но в зачете джентльменов. Однако я чувствую в себе силы и желание выступать в более сильном классе, с более сильными соперниками. В джентльмены, я надеюсь, еще успею.

Вадим Гитлин

В свое время вы занимались борьбой. Как этот и другие виды спорта помогли вам в автоспорте, в который вы пришли в достаточно зрелом возрасте?

Любой спорт прививает привычку держать себя в форме. Я не представляю свою жизнь без физических тренировок. Поэтому в данный момент я довольно легко выдерживаю гонки. Кроме того, к зрелому возрасту многие из-за употребления алкоголя частично теряют способность заниматься автоспортом. Мышечные нагрузки здесь невысоки, но очень напряженно работают сердце и мозг. А как раз скорость работы подсознания и определяет скорость гонщика. Крепкий алкоголь является причиной угасания таланта многих гонщиков. Он разрушает клетки мозга, и даже если в целом человек в нормальной жизни адекватен, то, когда возникают экстремальные нагрузки, эффект от алкоголя начинает проявляться, скорость реакции падает.

Ощущаете ли вы разницу с другими гонщиками? Вы все же не так давно в автоспорте.

Я провожу всего лишь свой второй сезон, но гоняюсь наравне со всеми. Если говорить о моем отношении к соперникам на трассе, то если они быстрее, я их пропускаю, если они медленнее, я их догоняю и обгоняю. У меня нет робости и нерешительности, мыслей вроде: «А вдруг это какой-то знаменитый парень?» Что касается моего темпа, то я нахожусь в середине. Когда я в прошлом году проехал первую гонку в Ferrari Challenge, у меня был шок. Тогда бы я на этот вопрос ответил совершенно иначе. Но после 24-часовой гонки пришла спокойная уверенность в себе. Гонка в Барселоне подытожила весь мой накопленный гоночный опыт. Она явилась своего рода завершением и вывела меня на новую ступеньку. Заезд в Брно дополнил мной опыт. Именно там я проехал два стинта по два часа и понял, что я это запросто могу делать. Так что теперь чувствую себя наравне со всеми.

О чем можно думать, когда едешь 24 часа, когда уже нет куража и концентрации первых минут? Что помогает продержаться такой долгий период времени?

Помогает продержаться то, что и приводит в гонки – страсть. Я испытываю удовольствие от вождения гоночного автомобиля. Это, наверное, своего рода зависимость. Если 2-3 недели я не выезжаю на трек, становится не по себе. Поэтому 24 часа просто ни о чем не думаешь. Именно за этим и едешь: чтобы прочистить мозг. Когда наутро после гонки просыпаюсь, я не понимаю, что мне нужно делать. Звоню своему ассистенту, узнаю планы и уже тогда начинаю возвращаться к нормальной жизни. Гонка – это полное отключение от реальности.

Вадим Гитлин

Есть мнение, что гонщики — это адреналинщики. Вы согласны?

Не знаю. Я не ищу приключений, не иду в более опасные виды – например, в ралли. Я прекрасно понимаю, что трек — это один из самых безопасных видов автоспорта. Мне нравится ездить, улучшать свое мастерство, нравится быть хорошим пилотом, наверное, даже по сравнению с остальными. Но всюду лучше не станешь, это невозможно.

Да, мне нравится работать над собой и уметь держать себя в руках. Делать то, что надо, сдерживать эмоции, управлять собой рассудком. Самое главное для гонщика – прогнать все мысли, дать работать подсознанию. Тогда поедешь быстро и хорошо. Адреналин, конечно, присутствует, но это для меня не причина, а, скорее, следствие.

А нет такой тактики в голове, кого пропустить, где притормозить…

Тактика всегда есть, в первую очередь командная, особенно в гонках на выносливость. Но правило при этом простое: если чувствуешь в себе силы бороться – борись. Потому что, если сбавишь темп, поднять его будет очень трудно. Когда кого-то догоняешь, есть соблазн копировать стиль, траекторию, а надо ехать по-другому, абстрагироваться от впереди идущей машины, стараться видеть только трек, потому что иначе никогда не обгонишь. Бывает, надо чуть-чуть дать сопернику оторваться, чтобы нагнать в нужном месте, например, на выходе и обогнать. Если же тебя догнали, долго бороться тоже не стоит. Лучше пропустить более сильного соперника и попытаться держаться за ним.

Помогает ли подготовка на симуляторе?

Подготовка на симуляторе очень помогает, если есть правильный тренер. Просто так садиться за симулятор и виртуально кататься полезно лишь для того, чтобы выучить трек. Потому что есть закрытые повороты, подъемы, спуски и уклоны. Если тренера нет, лучше просто запомнить трек и не заучивать на симуляторе неправильные навыки. Я занимаюсь на симуляторе с инструктором, у которого есть программа тренировок. Мы работаем также и с настройками машины. И вот такие занятия действительно дают большой эффект. Перед гонкой в Брно я на симуляторе не тренировался, потому что рассуждал так: «Я ж там уже победил, я ж всё знаю». А потом жалел, что не освежил в памяти этот трек.

Из-за того, что у вас был другой автомобиль с другой управляемостью?

Конечно. И потом, я почти полтора года не был на этом треке – всё забылось, всё стало другим.

И, тем не менее, там была одержана первая победа. Остается ли этот трек любимым?

Брно – хитрая трасса, которая только с виду кажется простой. Это – мотоциклетный трек. Там нет шпилек, все повороты плавные. При этом есть много траекторий, среди которых очень легко потерять правильную, а это сразу прибавляет тебе пару секунд. На некоторых поворотах секунды полторы тоже можно потерять, потому что они трехмерные, с выходом на подъем. Очень хороший трек, хотя некоторым он кажется скучным.

В одном из прошлых интервью вы упомянули, что в Беларуси тоже нужно построить трек. С тех пор мнение не поменяли?

Трек не является самоцелью. Нужно организовать гоночное движение. Вопрос в том, будут ли сюда приезжать чемпионаты, будет ли это приносить дивиденды государству и бизнесу. Автоспорт во всем мире набирает популярность, и Беларусь, как страна, активно развивающая туризм, могла бы открыть и для этого вида спорта двери. В этом смысле я выступаю за то, чтобы трек здесь был. Свои треки есть во всех странах: в Словакии, Чехии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии. Вместе с тем я думаю, что именно местных гонщиков будет немного, потому что это достаточно дорогое занятие.

В этом, думаю, может быть большая польза для повышения безопасности на дорогах. Трек как инструмент более глубокого понимания движения автомобиля был бы очень полезен. Если мы возьмем, например, водителя-дальнобойщика и научим его правильно ехать по треку на легковой машине, а потом расскажем, как надо действовать, усаживаясь на грузовик, он лучше поймет, что и как нужно делать. Потому что алгоритмы похожи. Это физика: перегрузки боковые и продольные, колебания центра тяжести и загрузка тех или иных колес. Все это присутствует в любом колесном транспорте. Я бы такие занятия для своих водителей организовывал.

Как бизнесмен вы видите, как можно получить прибыль от трека?

Мне кажется, без поддержки государства это маловероятно. Для того, чтобы сюда заманить мировые серии и зрителей, нужно все проводить на государственном уровне. Как в России, в частности. Можно и «Формулу-1», и DTM. Если они ездят в Москву, могли бы и в Беларуси приостановиться и провести этап. Почему нет? Беларусь — очень красивая и готовая к туризму страна. Инфраструктура вся есть, ничего дополнительно не нужно создавать. По климату Беларусь тоже в этом отношении подходит. И привычка сюда ездить у россиян уже сформировалась. Ну, пусть бы приезжали не только в казино, на концерты, на футбол и хоккей. Пусть ездят еще и на автоспортивные мероприятия. На самом деле, строительство трека – это не так уж дорого в масштабе государства. А эффект можно получить от дополнительной загрузки гостинично-развлекательного сектора.

Вадим Гитлин

Вы говорили, что трек – самый безопасный вид. Не было желания попробовать себя в других видах?

Нет.

А как же любовь к автоспорту?

Когда мы говорим о любви, всё равно имеется в виду конкретный объект. Поэтому мне достаточно. Кроме того, в кольцевых гонках много болельщиков собирается в одном месте, есть зрители. В ралли такого нет.

Что бы вы порекомендовали белорусским гонщикам, у которых с финансами не всегда хорошо, но с амбициями все в порядке…

У меня тоже с финансами не очень хорошо. Вопрос не в том, сколько у тебя денег, а сколько ты готов потратить на то, что любишь. Это как в песне про миллион алых роз. Жил-был художник, влюбился и потратил все на цветы.  Потому что любил. Примерно так же и здесь, хотя разоряться не планирую.

Как проходят ваши тренировки? Что еще вы делаете, чтобы подготовиться к этапу в Абу-Даби?

Сейчас надо будет много бегать и заниматься на тренажерах, поддерживать и развивать общую выносливость. Планирую провести две-три тренировки на симуляторе и, если получится, устроить тест на Порше.

А навыки вождения? Какие-то детали отрабатываете?

Есть такое мнение: 30% мастерства гонщика – это навыки, 70% – это ментальность. Сейчас мне нужно работать над второй частью – над собой. Извлекать всё, что ты умеешь, в нужный момент. Важно применить накопленный опыт и навыки в нужный момент, когда это нужно. Занятия на симуляторе как раз и помогают научиться это делать. Что касается площадок, змеек, конусов – наверное, уже не нужно.

В Абу-Даби я больше внимания уделю тому, чтобы подготовиться так, как я готовился к своим победным гонкам в Ferrari Challenge, потому что именно в этих коротких гонках – самые трудные победы. В спринте результат в большей степени зависит от гонщика, нежели от машины или от стечения обстоятельств. Там и кубки самые трудные: за те полчаса, что длится заезд, ты должен все успеть. Сравнение абсолютное, никаких отговорок и простительных моментов. Одинаковые машины, все вместе стартуем, вот и покажи, на что способен.

Количество спортивных машин, на которых вы пробовали себя, достаточно большое. На чем бы ещё хотели проехать?

Хочу попробовать Mercedes. Гоночные машины различаются по характеру, дают разные ощущения, поэтому интересно попробовать разные марки. Наверное, пока в моей собственной иерархии можно расставить их так: Porsche GT3 Cup, затем – Lamborghini, далее –  Ferrari. Porsche очень хорошо развивает чувство предела. Считаю, что именно благодаря тренировкам на Porsche, я смог получить свои кубки в Ferrari Challenge.

При этом в обычной жизни я не ищу приключений, покупаю Mercedes. Когда-то купил 15-летний Mercedes, понравилось – и все. Так и езжу. Я не считаю себя водителем-испытателем дорожных машин. Мне должна машина нравиться, и я должен быть в ней уверен.

Вы о ней очень нежно отзываетесь.

О Porsche? Да, классная тачка. Жаль, я на ней в этом году выезжал всего один раз.  Рука не поднимается ее продавать. Просто она должна у меня быть, и все. С этой машиной связано очень много приятных эмоций.

Вы – успешный бизнесмен и пилот. Как подходы, выработанные в бизнесе, помогают в спорте?

Наоборот. Бизнес сейчас идет веселее и лучше, потому что спорт помог мне стать решительнее и быстрее, больше полагаться на интуицию. Не пытаться себе доказать, что надо делать именно так. Я делаю так, как чувствую, и уже есть положительные результаты. В этом плане автоспорт – это хорошая инвестиция.

То есть бизнес – как своего рода гонка?

Думаю, бизнес для меня – это больше творчество. Гонка все же предполагает соперничество, а я в бизнесе ни с кем не соперничаю. Я просто стремлюсь, чтобы мое дело было правильно построено. От этого получают удовольствие все –  и я, и вся моя команда. Да, приятно со временем оглядываться и иногда отмечать, что ты по уровню бизнеса нечаянно обогнал каких-то людей, на которых смотрел снизу вверх.

Я очень рад тому, что нашел занятие, которое люблю от души и которое позволяет мне полностью переключаться. Благодаря этому жизнь стала намного более интересной. Для меня бизнес и автоспорт теперь неразрывные понятия. Так что в этом смысле бизнес с гонкой вполне можно сравнивать.

Текст:
Сергей Овчинников
Ольга Цветкова

Добавить комментарий

0
Вот это цифра