Этот бортовой полноприводный автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 6х6 был возвращен к жизни «золотыми руками» группы увлеченных военной техникой жителей города Электросталь, которую возглавил майор, ветеран милиции и профессиональный водитель Игорь Комолов.
Вот уже на протяжении нескольких лет россияне занимаются восстановлением раритетных машин советского производства. В поиске необходимых для реставрации экземпляров им помогают друзья и знакомые. Среди них также и священнослужители Павлово-Посадского прихода. Благодаря им в 2017 году удалось узнать о грузовике модели ЗИЛ-157К 1974 г.в. Около 15 лет он безвыездно стоял на огороде одного из местных жителей и постепенно превращался в груду металлолома. Но, чтобы не заржавели поршни с кольцами, хозяин периодически прокручивал мотор заводной ручкой.
«Когда в 70-е годы я служил в Советской Армии, у нас на вооружении находились такие ЗИЛы. Они мне очень нравились. По своей проходимости они и ГАЗ-66 были лучшие в нашей стране», – отметил Игорь Анатольевич.
Узнав телефон владельца, реставраторы связались с ним и договорились о встрече. Через некоторое время они приехали к месту стоянки автотехники, внимательно осмотрели и прощупали ее. Она оказалась неухоженной со следами гнили и ржавчиной, с «лысой» резиной. Ее комплектность составляла 50 процентов от заводской комплектации. Но сохранились основные агрегаты, правда, они находились в нерабочем состоянии. Несмотря на обнаруженные дефекты и неприглядный внешний вид, оценив объем предстоящих работ, долго думать не стали. Было принято решение о приобретении данного грузовика. После покупки на жесткой сцепке с эвакуатором продукцию Завода имени Лихачева привезли в Электросталь.
Восстановление «сто пятьдесят седьмого»
«Своей производственной базы у нас нет. В основном, все делается на улице. Если появляется возможность, тогда стараемся договориться о боксе», – объяснил Игорь Комолов.
Ограничены и финансовые возможности самих реставраторов. Тем не менее, прошло чуть больше года, и машина вновь поехала. Но для этого пришлось ее полностью разобрать. Снятые детали и агрегаты приводились в рабочее состояние, потом пескоструились и грунтовались, красились и устанавливались на прежнее место. Из-за износа некоторые из них пришлось заменить новыми.
Удалось найти и недостающие запчасти. Большую помощь оказали жители города, городские предприятия и автопарки, военные и пр.
«Давали что могли: гайки, болты, краску и пр.», – рассказал Игорь Анатольевич.
У машины перебрали штатный двигатель, произвели замену тормозов и сцепления, потолка в кабине. Остались родные коробка передач и раздаточная коробка. Вместо дисков, крепившихся еще на болтах, смонтировали другие – кольцевые последнего поколения ЗИЛов.
Теперь все оборудование, установленное на автомобиле, успешно работает, в том числе и лебедка.
Первым официальным мероприятием для обновленного грузовика явился военный парад, проходивший в городе Электросталь 9 мая 2018 года.
Потом были и другие выезды, где автотранспорт использовался как тягач для транспортировки полевой кухни ПК 248.
Сейчас ЗИЛ-157К состоит на учете в Государственной автоинспекции Российской Федерации и имеет все необходимые документы для езды по дорогам общего пользования в любое время.
На данный момент единственным неродным элементом конструкции является кузов. Изначально поставили от ЗИЛ-131. Теперь его уменьшили до габаритов 157-го. Осталось изменить размер тента и укоротить дуги.
P.S. Два года назад реставрационный коллектив вошел в состав российской Межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники «Военно-техническое общество» как его отделение. А Игорь Комолов стал председателем.
Дебютной поездкой для ЗИЛ-157К стал четвертый по счету бронепробег «Дорога мужества», проходивший в июле прошлого года по маршруту Москва-Белгород-Москва. Машина использовалась в качестве техпомощи для перевозки генератора, инструмента, запчастей и пр.
В наступившем 2021-м автораритет вновь отправится в длительный путь в составе автокаравана участников 5-го бронепробега «Дорога мужества», которые поедут в Смоленск из российской столицы и посетят еще Ржев, Вязьму, Брянск и Калугу. Чтобы успешно выдержать всю дистанцию, машину доставили на 22-й бронетанковый ремонтный завод Министерства обороны России, расположенный в Ногинском районе Московской области. Здесь она проходит большой технический осмотр. Специалисты произведут осмотр ходовой части, ступиц, колодок, проверят смазку и ряд других работ. Также восстановят систему автоподкачки колес.
Поскольку грузовик поедет замыкающим в автокараване, его оснастят автомобильной радиостанцией для связи и установят световую балку на задний борт. А еще разместят желтые маячки и светоотражающий знак “К” (колонна).
Ответственным за техническое состояние является электросталевец Павел Картофенков, работающий водителем. Он также является владельцем еще одного ретро автомобиля – ЗИЛ-157 КД.
“Надеюсь, что мы еще сможем приехать в Республику Беларусь”, – поделился своей мечтой Игорь Комолов.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото И.Комолова
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ “Танковое бюро МС-1” и его первая модель