9 мая 2020 года в белорусской столице, на проспекте Победителей, прошел военный парад, посвященный 75-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне. Вот уже на протяжении нескольких последних лет в качестве парадных автомобилей используются китайские кабриолеты HongQi L5. А до них применялись исключительно советские модели, которые сейчас принято называть российскими.
В очередной раз хочется по-хорошему позавидовать россиянам, которым, в отличие от белорусов, удалось сохранить эти уникальные машины. И сейчас они ежегодно демонстрируются на выставках в Москве. В нынешнем году Музейно-выставочный технический центр Автомотоклуба ФСО России впервые представил полную коллекцию таких специализированных автотранспортных средств СССР и современной России. Хочется вспомнить о первом из них – ЗИС-110Б.
ЗИС-110Б
Самым первым таким автомобилем стал 7-местный фаэтон ЗИС-110Б, который 1 мая 1953 года выехал в Москве на Красную площадь для участия в параде. Две такие машины серо-голубого цвета тогда впервые заменили лошадей, которые до этого использовались для объезда всех парадных колонн. На одном кабриолете находился командующий парадом генерал-полковник Артемьев, а на втором – принимавший парад маршал Советского Союза Булганин. Оба экземпляра были оснащены звукоусиливающими передающими радиоустройствами с двумя антеннами, специальными стойками для микрофонов перед задним диваном, и закрепленной на стойке спецручкой. За нее военачальники держались во время движения. Ручки изготовили индивидуально под каждого командующего.

Место водителя

Место пассажира
Производство ЗИС-110Б тогда еще на заводе имени Сталина началось в 1947 году и продолжалось по 1957 год. Модель во всех смыслах оказалась уникальной. Ко времени ее появления американский автопром уже не выпускал крупногабаритные фаэтоны с тремя рядами сидений. А вот советские конструкторы сумели самостоятельно разработать открытую модификацию первого послевоенного легкового отечественного автомобиля представительского класса ЗИС-110.
Машина с полной массой чуть более трех тонн оснащена 140-сильным 6-литровым 8-цилиндровым двигателем и может развивать скорость до 143 км/ч.
ЗИС-110Б принимали участие в парадах практически во всех странах соцлагеря. А в КНДР они эксплуатируются до сих пор.
По сравнению со своими более молодыми коллегами данный автомобиль стал самым массовым по количеству выпущенных экземпляров. Всего москвичи изготовили 270 единиц такой автотехники. До наших дней сохранилось всего 75 из них. Находятся они в частных коллекциях и в музейных экспозициях.
В московской коллекции был представлен экземпляр, привезенный из Азербайджана, а точнее из его столицы – Баку.
P.S. Кстати, на территории нашей страны долгое время тоже эксплуатировались два своих ЗИС-110Б 1953 г. в. После снятия с вооружения один из них белорусские военные передали общественному объединению “Авто-Хобби”. Автомобиль принимал участие в нескольких мероприятиях, где демонстрировалась ретро автотехника. А в 90-е годы прошлого века его с большим скандалом продали россиянам.

ЗИС-110Б на одном из мероприятий в Минске

ЗИС-110Б – участник международного автопробега
Второй экземпляр парадного кабриолета ЗИС-110Б, принадлежавший Белорусскому военному округу, был продан частному коллекционеру в Литву. Если первый экземпляр в свое время нашел нового хозяина за 11000 советских рублей, то второй достался новому владельцу за 18000 рублей.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и А.Трохачева
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ “Моторы войны”