Знакомьтесь, перекачивающая станция горючего ПСГ-65(51)

0

Знакомьтесь, перекачивающая станция горючего ПСГ-65/130 (она же БПС-51), которую восстановили в МЧС.

ПСГ-65 вид справа
ПСГ-65

На прошлогоднем юбилейном параде, посвященном 155-летию создания пожарной службы в Республике Беларусь,  минчане и гости белорусской столицы впервые увидели много интересных ретро автомобилей. Одним из них стала перекачивающая станция горючего ПСГ-65/130 (она же БПС-51), которую восстановили в производственно-техническом центре учреждения “Минское городское управление МЧС”.

 

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УЧРЕЖДЕНИЯ “МИНСКОЕ ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС”

28 августа 1972 года Министр внутренних дел БССР подписал Приказ о создании в городе Минске, на ул.Антоновской,9  отряда технической службы УПО УВД Миноблисполкома.  В ходе последовавших потом  нескольких реорганизаций подразделение переименовали в Производственно-технический центр Минского городского управления военизированной пожарной службы ГУВПС МВД Республики Беларусь. 11 сентября 1998г. Указом президента нашей страны он был выведен из состава МВД и переведен в подчинение Министерства по чрезвычайным ситуациям.  А свое нынешнее название и юридический статус ПТЦ получил согласно Приказа руководителя МЧС от 2 мая 2001 года.  Основными видами его деятельности являются ремонт, техническое обслуживание, испытания и изготовление отдельных видов пожарной, аварийно-спасательной техники, пожарно-технического, аварийно-спасательного и другого оборудования, средств связи.

В настоящее время на территории центра расположены четыре части: специальной техники N7,  ремонтно-восстановительная N9, транспортно-хозяйственная N10 и связи N20, а также станция диагностики. Все они в различной степени принимали участие в восстановлении ПСГ-65.    

ПЕРЕКАЧИВАЮЩАЯ СТАНЦИЯ ПСГ-51/130(БПС-51) И НЕКОТОРЫЕ ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Перекачивающая станция для горючего ПСГ-65/130 – это спецавтомобиль, созданный на шасси автомобиля ГАЗ-51. Она предназначена для перекачки топлива на аэродромах и складах горючего. В пожарной охране использовалась в качестве насосной станции поддержки на крупных пожарах.  В специальной кабине у нее смонтирован центробежный насос ЦСП-51, производительностью при перекачке автомобильного бензина и дизельного топлива соответственно  65 и 55 м куб/час , а в кузове размещены напорно-всасывающие рукава и запасное колесо. Модель укомплектована двумя огнетушителями, различными инструментами и принадлежностями. Для наружного освещения места работы на кабине для личного состава установлена поворотная фара-прожектор.

перекачивающая станция горючего ПСГ-65/130
На дальнем плане ПСГ-65 на юбилейном параде

Использовались такие машины, прежде всего на аэродромах и складах горючего для перекачки топлива. В пожарной охране такие машины работали в качестве насосных станций поддержки на крупных пожарах.

ИСТОРИЯ ВОССТАНОВЛЕННОГО ЭКЗЕМПЛЯРА

Участвовавший в юбилейном параде экземпляр ПСГ-51, выпущенный в 1967 году, стоял на стоянке автотранспорта МЧС, расположенной  в городе Логойске.  Раньше этот автомобиль находился на службе в белорусской армии и после снятия с вооружения вместе с другой военной списанной автотехникой его передали республиканскому Министерству по чрезвычайным ситуациям.  Вначале машину планировалось списать. Но, несмотря на возраст, она находилась в хорошем техническом состоянии, и ее пробег составлял всего 4000 километров. И было принято решение подготовить модель к июльскому параду 2017 года. Своим ходом станцию перегнали в Минск в ПТЦ.

“Были опасения, связанные с бензином.  Боялись, что современный не подойдет для данного автомобиля. К счастью, опасения не подтвердились”,  – рассказал старший водитель транспортно-хозяйственной части N10, старший прапорщик внутренней службы Николай Зиневич.

Появление необычного автотранспортного средства на улицах города вызвало большой интерес у горожан, которые фотографировали необычный экземпляр.  

После того, как автораритет доставили в Производственно-технический центр, началось восстановление автоветерана.

“Сотрудникам нашего учреждения приходилось выполнять различные работы, но восстановлением такой уникальной ретро автотехники мы еще не занимались”,  – объяснил начальник ПТЦ, подполковник внутренней службы Андрей Антонович.

Восстановлением автомобиля военнослужащие силового ведомства занимались , в основном, в свободное от основной своей профессиональной деятельности  время.

Машина сохранилась максимально в родной комплектации.  У нее переделали ходовую часть, восстановили всю электрику, генератор и зеркала, сделали крышу и пр.  Модель  укомплектована родным двигателем,  который заводился. Но чтобы не рисковать, почистили карбюратор, перебрали стартер и установили современные ремни и свечи.

Много времени ушло на перекраску. Изначально БПС-51 была зеленого цвета.  Пришлось наложить несколько слоев новой красной краски, чтобы все получилось идеально.

Была найдена фирма, которая сделала перетяжку  салона.

Как ни старались пожарные к указанному сроку закончить восстановительный процесс  полностью не удалось. В связи с отсутствием необходимого оборудования не успели отхромировать некоторые детали, согласно требованиям советского времени. Это пришлось сделать в другом месте.

Поэтому дебютный показ ретро автомобиля перенесли, и он состоялся  на юбилейном параде. В настоящее время машина прошла полноценный техосмотр в Республиканском унитарно-сервисном предприятии “Белтехосмотр” и получила разрешение  на эксплуатацию по всем параметрам.

перекачивающая станция горючего ПСГ-65/130
ПСГ-65 вид слева

В дальнейшем планируется использовать ее в различных мероприятиях, проводимых МЧС Республики Беларусь.

P.s. Восстановление автомобиля пока до конца не завершено. Предстоит провести  еще целый ряд работ.

“Надо посмотреть, как поведет себя краска после зимы. И остались мелкие доработки”, – отметил Николай Зиневич.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Автор выражает благодарность за оказанную помощь при подготовке данного материала официальному представителю Минского городского управления МЧС РБ Ольге Мельченко и  начальнику  Производственно-технического центра учреждения “Минское городское управление МЧС” Андрею Антоновичу.

Фото автора