За свою шестидесятипятилетнюю историю Минский автомобильный завод выпустил около полутора миллионов автомобилей различного назначения. После завершения трудовой деятельности большинство из них ждет утилизация и списание в металлом. Но есть среди них и машины, о которых будут вспоминать и через много лет. Они не только сами прославились, но и принесли известность родному предприятию.
В конце 90-х годов прошлого столетия Минский автомобильный завод посетил президент нашей страны А. Г. Лукашенко. Специально к приезду высокого гостя на предприятии была организована выставка моделей грузовиков, выпускаемых тогда на автозаводе. Находился среди них и автотягач МАЗ-54421 колесной формулы 4х2 с номером шасси 0000054 1998 года выпуска. Именно на него обратил внимание руководитель государства. Он сел за руль машины и проехал на нем небольшое расстояние. После этого в течение нескольких лет автозаводцы хранили автомобиль у себя, а потом продали его потребителям. Сейчас в музее предприятия сохранилась только табличка, которая была установлена на данном автомобиле: «На этом автомобиле во время посещения Минского автомобильного завода 28 мая 1998 года совершил пробный заезд по территории завода Александр Григорьевич Лукашенко – президент Республики Беларусь».
Другой седельный тягач МАЗ-544008 такой же колесной формулы запомнился многим кинозрителям стран СНГ как один из главных героев фильма «Трио». Российский режиссер кинокартины А. Прошкин выбрал для съемок именно этот автомобиль. Правда, по просьбе россиянина зеленную кабину будущего киноактера перекрасили в другой цвет. После завершения съемочного процесса машина вернулась на завод. У нее поменяли кабину и тоже продали.
А вот еще один герой прошлого времени полноприводный трехосный МАЗ-6317 продолжает трудиться на заводе, но уже в другом качестве. Зимой 1996 года команда Минского автозавода впервые приняла участие в зимнем трак-триале, проходившем в декабре в Бронницах. Тогда для таких соревнований минчане взяли серийный 3-осный МАЗ-6317 с тутаевским 8-цилиндровым V-образным дизельным двигателем мощностью более 400 «лошадок» и уменьшили у него колесную базу и длину кузова. А также установили дополнительные дуги безопасности. Водителем у него был П. Орсик, позднее ставший двукратным европейским чемпионом в этом виде спорта.
Особых успехов команда тогда не достигла. Главное был приобретен первый необходимый опыт, который в дальнейшем пригодился для создания спортивных моделей.
После завершения спортивной карьеры автомобиль находился в отделе дорожных испытаний МАЗ, пока его не передали в автотранспортный цех. Сейчас он здесь используется в качестве техпомощи.
НОВАЯ ПРОДУКЦИЯ ЗАВОДА «МАЗ-КУПАВА»
По заказу сервисного центра МАЗ, завод «МАЗ-Купава» изготовил четыре специальных автомобиля на шасси среднетоннажника МАЗ-437043-341. Основу конструкции модели, получившей индекс МАЗ-478850, составляет почти 5,5-метровый фургон-мастерская Купава 5425. Он изготовлен из сендвич-панелей толщиной 40 мм с наполнителем из пенополистирола. Состоит он из пассажирского и грузового отсеков. В первом размещены платяной шкаф, спальные места, внутренняя лестница, переговорное устройство с кабиной водителя и т. д. А во втором необходимое для работы оборудование и приспособления – слесарные тиски, бензиновая электростанция, сверлильный станок и пр.
Весь процесс разработки и создания автотранспортных средств осуществлялся совместно с представителями МАЗа. В начале января 2010 года все изделия уже были отданы заказчику.
ИТОГИ ПРОШЕДШЕГО ГОДА
Подведены итоги работы Минского завода колесных тягачей в прошлом году. В 2009 году здесь выпустили 351 автомобиль и 54 полуприцепа. А планировалось изготовить 374 и 59 штук соответственно. Появилось 13 новых моделей авто- и трехприцепной техники. План реализации продукции был выполнен только на 65,7 %. Изделия предприятия, кроме отечественных, приобрели также потребители из России, Туркмении, Азербайджана, Китая, Египта, Венесуэлы и других стан.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Многие минчане и гости белорусской столицы наверняка запомнили крановое шоу, проходившее на выставочном комплексе по пр. Победителей 14 летом прошлого года. Его организовали и показали представители двух российских автокрановых заводов – Галичского (ГАКЗ) и Клинцовского (КАЗ). Итоги проведенного мероприятия оказались положительными. И теперь россияне планируют вновь приехать в Минск со своей автотехникой.
АВТОРАРИТЕТЫ НА ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ
Самые разнообразные автомобили можно увидеть в Минске. Встречаются среди них и довольно редкие. Так, в начале нынешнего века по линии гуманитарной помощи попал к нам и полноприводный 2-осный австрийский грузовик Steyr колесной формулы 4х4. Сейчас он работает в системе Министерства внутренних дел нашей страны.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ МИГАНИЕ ФАР
Для автолюбителей бывшего Советского Союза стало привычным делом предупреждать друг друга о нахождении сотрудников ГАИ на дороге светящимися фарами.
А что означают такие сигналы в других странах?
В Америке мигание фар встречной машины чаще всего означает предупреждение о явных неполадках в вашей машине или о неожиданных опасностях впереди на дороге: яма, авария, упавшее дерево или другие препятствия.
В Алжире, где основная часть дорог приходится на пустыню, встречный автомобиль своим миганием просто приветствует своих «коллег». А когда машины поравняются друг с другом, автовладельцы могут помахать друг другу и руками.
В Германии такие штуки не проходят. Местные водители, в силу своей честности, скорее «заложат» нарушителя, чем будет помогать ему. Поэтому мигание фар на немецких дорогах может означать: либо в машине не коренной немец, либо произошло что-то экстраординарное – у вас горит бензобак, вы выехали на встречную полосу и т. д.
В Израиле тоже можно увидеть мигающие фары. Здесь сие означает либо за рулем житель бывшего СССР, либо просто охламон, которому захотелось повыпендриваться, либо израильтянин, недавно вернувшийся из Америки.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
Фото автора.